Эта неделя в истории Запорожья: два восстания, крушение поезда и первый троллейбус

Машина времени

]]>"ZаБор"]]> приглашает отправиться с нами в очередное путешествие во времени в Запорожье минувших дней. Сегодня мы узнаем о событиях, которые происходили в нашем городе в разные годы с 21 по 27 декабря. Поехали!

Напомним, что ]]>предыдущая неделя в истории Запорожья была примечательна: первым "горсоветом", любовью Леонида Утесова и открытием завода магнитофонов "Весна"]]>.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ДЕКАБРЯ В ИСТОРИИ ЗАПОРОЖЬЯ

1905 год
Декабрьское восстание

10 декабря (23 декабря по новому стилю)  к Всероссийской политической стачке присоединяются александровские  железнодорожники – работники Екатерининских и  Южных железнодорожных мастерских.  В течение двух дней  под контролем рабочих дружин оказываются, как сами мастерские, так и станции при которых они находились – Екатерининская (ныне Запорожье-II) и Южная (Запорожье-II).  А с вокзалами – их подвижной состав, управления,  телеграф и телефон. О том, что бастующие настроены серьезно свидетельствует название их руководящего органа – Боевой стачечный комитет. В стачком входят токари Южных мастерских Владимир Васильев и Степан Тополин, рабочие Иван Минаев и Петр Швец, инженер Александр Издебский, телеграфист Иван Мирошниченко и "профессиональный революционер, направленный центром" Мороз (Коган). Власти  приходят в себя лишь спустя пару  дней – "в ружье" подняты жандармы, казаки, гарнизонные войска  и черносотенцы. Первый удар  "антимятежников" принимает на себя Южный вокзал. В ночь на 13 (26) декабря  казаки нападают на него и арестовывают  руководителя стачкома Васильева и дежурного Буцанова. Это событие  дает старт  вооруженному восстанию александровских рабочих.  Их отпор имеет успех лишь в начале – удается отбить у казаков Южный вокзал. Но практически сразу  - к вечеру 13 декабря   мятежники теряют Екатерининские мастерские (будущий ЗЭРЗ).  Восстание здесь  жестоко подавляется: 15 восставших  погибает. Тем  временем, в окрестностях Южного вокзала появляются баррикады. Уже с раннего утра 14(27) декабря здесь  кипят бои. К вечеру  правительственные войска  берут верх. На баррикадах погибают более 50 человек, сотни человек ранены.  Всего по так называемому "Александровскому делу"  арестовывают около 800 человек. 8  из них приговаривают к смертной казни через повешение, позже приговор был заменен пожизненной каторгой.  Гораздо позже  в окрестностях событий декабря 1905 года  появятся улицы, посвященные тем дням и их активным участникам – Баррикадная (бывшая Больничная), Васильева (Литейная), Тополина (Столовая)…  Установят и два памятника – на Баррикадной, над могилой погибших восставших, и на Привокзальной площади.
Изображение
Фото: Фигуранты "Александровского дела"

1917 год
Первая попытка большевиков

12 (25) декабря 1917 года в Александровске вновь стреляют.  Звучат винтовочные и пулеметные выстрелы, рвутся гранаты и снаряды.  Происходит первая попытка установить в городе власть большевиков. Ударный  авангард попытки – черноморские матросы под командованием Мокроусова, возвращавшиеся через наши края в Севастополь.  Штаб  восстания  возглавляют местные большевики Леппик, Михелович и Буфетов. Руководство ведется из бывшего доходного дома Лещинского (ныне здание на углу Ленина и Чекистов).  Большевикам и матросам  противостоят  вооруженные отряды Центральной рады, которые контролируют город еще с ноября 1917 года.   В первый день восставшие  берут в свои руки Южный вокзал, телеграф и электростанцию (ее здание с башенкой можно до сих пор увидеть   возле площади Свободы).   Вечером пытаются захватить и Екатерининский вокзал, но получают мощный отпор от гайдамаков. В итоге первая попытка большевиков захватить город оказывается неудачной. Черноморские матросы  теряют 13 человек, которых хоронят "далеко не отходя" -  в окрестностях Пушкинской площади.  Позже на месте захоронения будут похоронены еще целый ряд видных большевиков. Здесь установят и обелиск, а позже зажгут и вечный огонь – они до сих пор на месте, на площади Свободы.

1920 год
Крушение поезда

В ночь с 23 на 24 декабря  1920 года в окрестностях Александровска терпит крушение поезд  "Большевик".  Катастрофа происходит  на железнодорожном мосту через Мокрую Московку в районе будущего поселка Чкалова. В огне пожара тогда погибают 29 человек. Причем 23 из них сгорают до пепла, похоронить удается остатки лишь шестерых  неопознанных. Официальная история связывает трагедию с диверсией махновцев. Согласно же легендам,  целью бойцов Махно поезд "Большевик" стал не случайно – якобы, перевозил золото, экспроприированное красноармейцами. По сути же поезд являлся агитационным – на нем курсировала  чрезвычайная политсекция Александровского района. Прямо на "борту" располагалась типография, где печатали газету "Советская власть".   На месте гибели и захоронения  команды поезда в 1930 году  установили один из самых первых  в нашем городе памятников. Гранитный обелиск до сих пор на своем  месте.
Изображение
Фото: памятник на месте крушения поезда "Большевик"

1920 год
Школа №2

В  декабре этого же года  в нашем городе появляется школа №2.  Полное ее название в 1920-м – 2-я трудовая школа имени Максима Горького.  Она организовывается на базе бывшего 4-классного парафиального (еще раньше – приходского) училища.  Здание так называемой "Школы на валах", построенное еще в 1905 году, до сих пор можно увидеть на улице Героев Сталинграда в районе Малого рынка. Кстати, именно во 2-й школе был создан первый в городе пионерский отряд – в 1922 году.  А уже через три года школе присвоили новое имя – Леси Украинка. 2-я школа–гимназия имени Леси Украинки до сих пор в строю. Правда, в 1979 году учебное заведение переехало в новое здание. Нынешний  его адрес -  улица Героев Сталинграда, 36. Среди наиболее приметных выпускников школы можно назвать поэта Николая Нагнибеду и олимпийский чемпион по гандболу  Юрия Лагутина.

1935 год
День рождения ЗТМК

23 декабря 1935 года в Запорожье  происходит выпуска первого советского магния. Долгожданный металл ваннщики  бригады  Константина Лозицкого вычерпывают из расплава в 23.40.  Это событие  дает официальный старт деятельности нового предприятия – Днепровского магниевого завода. Кстати, завод был построен весьма быстро. На пустырь, где должны были подняться его цеха, строители пришли лишь в январе 1934 года. Торжественная же закладка ДМЗ состоялась еще позже – 20 мая того же года. То есть, от момента закладки предприятия и  выпуска его первой продукции прошло чуть более полутора лет. Вот так оперативно была выполнена нелегкая задача - построить "магниевый завод, мощность которого равна одной шестой всех европейских заводов, взятых вместе".  Позже предприятие получит имя Днепровского титано-магниевого завода. А до наших доживет уже как Запорожский титано-магниевый комбинат.
Изображение
Фото: на ЗТМК

1949 год
Первый троллейбус

22 декабря 1949 года,  аккурат к 70-летию Сталина,  на маршрут выходит первый запорожский троллейбус. Вернее, машин сразу шесть .  Все троллейбусы модели МТБ-82, или, как еще иногда говорят – "деревянные" . Первый  городской троллейбусный  маршрут имеет длину 6,3 километра.  Машины бегают между проходной "Запорожстали" (на территории комбината располагается и первый троллейбусный парк) и улицей 12 декабря на Шестом поселке (скоро она получит имя Богдана Хмельницкого).  Кстати, контактную линию длиной более 12 километров и 480 опор для нее монтируют довольно оперативно – с октября по декабрь. В истории сохранились и фамилии первых запорожских водителей троллейбусов: Волошин, Константинов, Левадный, Пинчук, Хдеев, Клевцов, Сокол, Овдиенко, Позняков, Радчанская. Кстати, обычно на первом маршруте  одновременно находится всего четыре машины.  С пассажиропотоком они справляются с большими трудностями. Так через газеты запорожцы жалуются: "Трудно влезть в троллейбус на конечной "Ул. 12декабря" -  давка и толкотня, а попасть в транспорт на обычных остановках невозможно".

Изображение
Фото: митинг по случаю запуска первого городского троллейбуса, 1949 год

1959 год
На Марс через Балабино

Через 10 лет после запуска первого троллейбуса в Запорожье есть уже три троллейбусных маршрута. Впрочем, что те троллейбусы – горожане уже мечтают о космических кораблях. Еще за  полтора года до полета Юрия Гагарина запорожская пресса шутит о космосе с помощью вот таких карикатур.  Забавная картинка появляется в газете "Комсомолець  Запорiжжя" 27 декабря 1959 года.
Изображение
Автор: В. Ильин.  

1965 год
Улицы Люксембург и Либкнехта

27 декабря 1965 года Запорожский горисполком принимает очередное решение о переименовании ряда городских улиц.  Благодаря ему на карту города из "послевоенной ссылки"  возвращаются улицы имени Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Правда, если до начала 50-х эти топонимы обитали в центре старой части города (Либкнехта – ныне проспект Ленина, Люксембург – Дзержинского), то теперь  им приходится довольствоваться "выселками" - поселком Тепличным.
Изображение

1967 год
Впервые в мире!

22 декабря  1967 года на заводе "Днепроспецсталь" впервые в мировой практике получают легированную сталь методом электрошлакового переплава.  "Первенец" - 10-тонный слиток стали! Ноу-хау днепроспецсталевцы осваивают  в связке с учеными Всесоюзного института электросварки имени Патона. Кстати, по случаю неординарного события на одну из  печей заводчане водружают памятную доску: "В честь 50-летия Советской власти на Украине на этой печи 22 декабря 1967 года впервые на заводе получен электрошлаковый слиток весом 10 тонн для производства широ¬кого листа особо высокого качества".

1971 год
Зимняя и Осеняя улицы

21 декабря 1971 года во избежание путаницы Запорожский горисполком переименовывает две улицы – Сухую-1 и Сухую-2. Они располагаются в Жовтневом районе –  как говорят, "на Зеленом", рядом  просто с улицей Сухой.  Дубли Сухой получают названия в честь времен года – Зимняя и Осенняя.

1983 год
Новая автостанция

25 декабря в Запорожье  торжественно отрывается  новое здание автостанция №2 возле Крытого рынка. Ранее все, кто уезжал из города пригородными автобусами от Крытого рынка, жаловались – приходилось ждать транспорт под открытым небом.  Теперь  АС-2  имеет зал для пассажиров площадью около 200 "квадратов". От восьми  здешних платформ отправляются около 70 автобусов в сутки.
Изображение
Фото: Ас-2

1993  год
Улица  Омельченко

21 декабря 1993 года -  дата появления на карте Запорожья еще одной новой улицы. В этот день горисполком решает присвоить одной из городских улиц имя Василия Омельченко – многолетнего руководителя моторостроительного завода.  Улица располагается как раз рядом с "Мотором". До 1993 года она носила название "Коллективная". Кстати, это не первое переименование этой улицы. В александровские времена она называлась Петро-Павловской.

2000 год
Цены

Хотите узнать,  что и почем было 15 лет назад? Смотрим декабрьские цены 2000 года в газете "Миг"
]]>Изображение]]>

2003  год
Памятник Андрею Первозванному
 
24 декабря 2003 года на площади рядом с  Андреевским кафедральным собором открывается памятник Андрею Первозванному. Открытие и освящение памятника проходит  при участии предстоятеля Украинской православной церкви московского патриархата Блаженнейшого митрополита Владимира. Автор памятника - известный запорожский скульптор Николай Сергеевич Соболь.  Довел дело до конца сын скульптора – член Национального союза художников Украины Николай Николаевич Соболь.   Пятиметровая фигура Андрея Первозванного пустотелая, отлита из бронзы. Литье производили в харьковской художественной мастерской. Сборка и монтаж велись на предприятии "Мотор Сич".
]]>Изображение]]>
Фото: памятник Андрею Первозванному

2010 год
Новый архиепископ

23 декабря 2010 года происходят изменения в руководстве Запорожской епархии. Согласно решению Священного Синода Украинской православной церкви, состоявшегося в Киево-Печерской Лавре, епископ Запорожский и Мелитопольский Преосвященный Иосиф (Масленников) переводится  в Конотопскую епархию, как правящий епископ Конотопский и Глуховский. На  его же место приходит архиепископ Лука (Коваленко). 26 декабря ]]>епископ Иосиф проводит последнюю литургию в кафедральном Свято-Покровском соборе в районе Анголенко в Запорожье]]>.
Иосиф запомнился серией скандалов и новаторств. Так, он освещал Запорожье с вертолета, был вхож в кабинеты Кальцева- Петрова и  был критикуем за некий домик на Хортице.  Его сменщик был значительно упитанней (и потом даже поговаривали делал операцию по урезанию желудка) и решил дружить не с группой Кальцева-Петрова, а с Евгением Анисимовым, которого в СМИ чаще называли "Смотрящим".