В Запорожье транспорт стал источником 79,278 тысяч тонн выбросов

Опубликовано 2021/08/11 - 16:46

Проблема загрязнения воздуха автомобильными выхлопными газами, стала как никогда острой для жителей Запорожья. Особенно после введения карантинных ограничений, когда все больше людей пересели на автомобили и стали активней пользоваться услугами служб такси.

Так, если в 2016 году в Запорожье были официально зарегистрированы 233 000 автомобилей, то в 2021 году – почти вдвое больше, 395 тысяч. Соответственно, вырос и их негативный вклад в атмосферу.

Как следствие, в 2020 году транспорт стал источником 79,278 тысяч тонн выбросов, по официальной информации Запорожской областной администрации.

Так, 55-70% загрязнения воздуха городов в Украине и Запорожья в том числе, – вина автомобильного транспорта. На остановках общественного транспорта на проспекте Соборном, на Победе фиксируется повышенный уровень пыли, СО, формальдегида, приземного озона, который растет скачкообразно при приближении автомобиля.

Глава депутатской комиссии по экологии, охране недр и рациональному природопользованию Запорожского облсовета Игорь Чумаченко отметил в своем выступлении: «Когда мы говорим о загрязнении воздуха, то знаем, что в Запорожье 240 предприятий-загрязнителей, которые постоянно проверяют контролирующие органы. При этом  проблему загрязнения воздуха автомобильным транспортом практически никто не поднимает. Треть выбросов – это передвижные источники загрязнения, автотранспорт. Поэтому нужно планировать мероприятия по снижению загрязнения, контролировать транспортные потоки».

Анатолий Севальнев, канд. мед. наук, зав. кафедрой общей гигиены Запорожского медуниверситета, отметил  серьезное влияние выбросов автотранспорта на здоровье горожан. Передвижные источники загрязнения – это диоксид углерода, легкие органические соединения.  Выбросы автомобилей – это не просто пыль, а угарный газ, оксид азота, диоксид серы и диоксид углерода, бензапирен, форальдегид, сажа, тяжелые металлы.

По данным Государственного учреждения «Институт общественного здоровья им. А.Н. Марзеева АМН», концентрация большого количества транспортных средств на сравнительно ограниченной территории городов существенно влияет на состояние загрязнения атмосферного воздуха и приводит к доминирующему влиянию транспорта на окружающую среду.

Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, в последние годы, Украина занимает первые места в мире по уровню смертности на душу населения, вызванной загрязнением атмосферного воздуха.

Недавно в Запорожской областной государственной администрации состоялся круглый стол, посвященный созданию системы мониторинга качества воздуха. Одной из важных тем обсуждения стало загрязнение воздуха автовыхлопами. Кстати, ЗОГА уже сообщила, что Департамент защиты окружающей среды провел предварительную работу по обобщению информации  лабораторно-аналитического комплекса, созданного для проведения мониторинга атмосферного воздуха, и в настоящее время проводится ранжирование источников загрязнения по объемам выбросов. При этом должны быть учтены и промышленные, и транспортные нагрузки на атмосферу. Однако эта работа будет осуществляться по всем районам области, кроме самого Запорожья, так как согласно Постановлению Кабмина №827 от 14.08.2019 г., областной центр является агломерацией, что требует разработки отдельной программы мониторинга, уточняют в ЗОГА.

Наиболее страдают от загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом наименее защищенные слои населения – дети и люди пожилого возраста. Поэтому на круглом столе депутатами было предложено ограничить передвижение транзитного транспорта в центре и в спальных районах Запорожья.

Активисты и общественники против автосмога

Проблемой загрязнения атмосферного воздуха автомобилями давно занимаются  запорожские активисты и общественные организации. 

Как снизить загрязнение воздуха от транспорта, обсуждали в Запорожье 31 июля участники воркшопа от международного проекта «Чисте повітря для України».

В прошлом году на «Экофоруме» активисты запорожской общественной организации «Экосенс» обратились к специалистам проекта с запросом провести измерения, как влияет на качество воздуха проезжающий транспорт. Максим Сорока – эколог, ученый, общественный деятель, научно-технический советник Украинской сети общественного мониторинга воздуха «EcoCity» и Сети поддержки общественных исследований «Довкола» – помог провести экспресс-исследование качества воздуха на запорожских перекрестках. 

«Чтобы полноценно проанализировать влияние транспорта на качество воздуха, надо простоять с замерами по 6-8 часов в течение 2-3 дней  и сверить показания станции мониторинга в течение дня, в час пик, ночью, когда транспорта нет», – советует местным активистам Максим Сорока. 

Теперь мобильная станция общественного мониторинга Sapphire-32 подарена Запорожью и доступна горожанам, чем собираются воспользоваться активисты. Потому что проблема усугубляется с каждым годом, и пора начать подходить к проблеме автовыхлопов со всей серьезностью. Участники воркшопа провели практические измерения качества воздуха прямо в центре города около ЗОГА, чтобы еще раз привлечь внимание к загрязнению воздуха. 

В прошлом году «Экосенс» с помощью Sapphire-32 провели мини-исследования качества воздуха на разных остановках общественного транспорта: вдоль проспекта Соборного, на Победе, на Металлургов. Когда проезжали коптящие автомобили или маршрутки, то прибор фиксировал повышение уровня пыли, СО, формальдегида. Эти загрязняющие вещества характерны для выбросов двигателей внутреннего сгорания, что позволяет отметить непосредственную связь загрязнения воздуха с трафиком движения», – рассказывает глава общественной организации «Экосенс» Татьяна Жавжарова

Маршруты снижения автовыбросов

Запорожская общественная организация «Экосенс» предлагает для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом государству:

- контролировать поставку горюче-смазочных материалов, ужесточая ответственность за подделку;

- вернуть техосмотры автомобилей и контроль выхлопных газов,

- экономически стимулировать использование переход населения и бизнеса на более чистые виды транспорта, в частности электромобили, городской электротранспорт;

- экономически стимулировать автоперевозчиков к уменьшению выбросов и замене авто с более высокого класса экологической безопасности.

Местные и областные власти должны:

- перенаправить поток транзитного транспорта за пределы населенных пунктов,

- сократить количество автостоянок и парковок в центре городов, жилых застройках, рекреационных зонах,

- обеспечить надежность и безопасность движения общественного транспорта,

- оптимизировать маршруты,

- создавать зоны без автомобилей и зоны низких выбросов. 

А что можете сделать вы?

Если вы привыкли передвигаться по городу в автомобиле, то вы тоже можете:

- оптимизировать маршруты и в некоторые дни обойтись без машины,

- регулярно проходить техосмотры и регулировать карбюратор, поставить нейтрализатор отработанных газов;

- заправляться качественным бензином.

ОСББ как сообщества совладельцев дома могут:

- ограничить въезд автомобилей во двор под окна дома, запретить въезд на детские площадки,

- создать отдельную экопарковку, окруженную вертикальной живой изгородью, задерживающей автовыхлопы.

Переглядів: 665. Теги: авто
Поділитися: