Тариэл Васадзе о сокращении производства на "ЗАЗ" в 184 раза, о "евробляхах" и о заказах на Египет

Васадзе Тариэл

Производство на "ЗАЗ" за 10 лет сократилось в 184 раза. Глава компании "УкрАвто" склонен во всем обвинять "евробляхи" и отказывается обращать внимание на то, что ранее у предприятия были бешеные льготы, но они не смогли развить производство.

Напомним, как писал "]]>ZаБор]]>", ]]>с ноября этого года  тарифная ставка на "ЗАЗ" возросла на 6 копеек в час!]]> Следовательно, в день "коммунаровцы" будут получать на 48 копеек больше, чем было до повышения. За месяц выходит чуть более 10 гривен. Предполагают, что таким образом предприятие пытается избежать индексации зарплат.

За 9 месяцев этого года в Запорожье изготовили 649 легковых автомобилей и еще 344 коммерческих фургонов.

напомним, что портал ]]>"Бизнес. Цензор"]]> взял интервью у главы компании "УкрАвто", в холдинг которой входит и "ЗАЗ". Так, ]]>Васадзе решительно не желает замечать проблем с менеджментом на предприятии, но не хочет он и продавать предприятие]]>., хотя в прошлом году предприятие принесло всего полмиллиарда гривен прибыли.

На вопрос о том, "что сейчас с заводом?", Васадзе отвечает следующее:

"В этом году ситуация сложная. Завод почти прекратил производство автомобилей и максимально сократил персонал. Осталось 1100-1200 человек. Эти специалисты, в основном, совмещают функции сварщика, маляра и сборщика. Производим машинокомплекты для Египта, а также запасные части для всего модельного ряда наших автомобилей".

В годы, когда завод работал на полную мощность (2007-2008 годы), количество работающих в группе ЗАЗ было до 20 тыс. человек. Это ЗАЗ, Мелитопольский моторостроительный завод и Илличевский логистический центр.

- Сколько ЗАЗ сейчас производит автомобилей?

- В прошлом году мы произвели 1,5 тыс. автомобилей. Это по большей части были малые коммерческие (полугрузовые – авт.) автомобили. Легковых автомобилей произвели около 500 штук. Еще немного автобусов.
На этот год почти не планируется производство. Возможно, удастся получить заказы на малые коммерческие автомобили в объеме до 500 штук.
Помимо этого, производим машинокомплекты для Египта. Делаем все детали кузова, комплектующие из полимерных материалов, и поставляем в разобранном виде.Изображение

- Почему вы не можете производить конкурентную машину для украинского рынка?

- В нынешних условиях ни один автомобилестроительный завод в Украине работать не сможет.
Главная причина, по которой украинский автопром не может конкурировать с производителями из Европы или Азии – это отсутствие равных условий: налоговых, таможенных, финансовых для наших заводов и для зарубежных производителей в Украине.
Как одно из следствий, вышеперечисленного, которое одновременно является и еще одной причиной сложной ситуации с производством, является бесконтрольный ввоз нерастаможенных автомобилей.
Я не хочу никого осуждать, но ввоз так называемых "евроблях" и неуплата ими налогов (при том что, в стоимость автомобиля произведенного внутри страны, заложено до 34% налогов) негативно влияет не только на рынок автомобилей, но и на промышленную, а как следствие и на социально-экономическую политику государства.
Только комплекс мер, таких как либерализация налогового законодательства в сфере производства, разработка и принятие дружественных инвестиционных законов, либеральная банковская система, и создание свободных экономических зон производственного типа позволит большинству производителей в Украине выйти из кризиса и начать конкурировать с импортом.

- Давайте вернемся в начало. С 1998 по 2005 год ЗАЗ не платил НДС. С 2005 по 2009 год действовала пошлина на ввоз авто в размере 25%. После 2009 года ЗАЗ получил фору за счет введения акциза на бывшие в употреблении авто. С 2010 по 2013 год действовал экологический сбор. Почти 20 лет тарифной защиты. Почему за это время вы не создали конкурентного производства?

- Говоря о развитии производства на ЗАЗ, в первую очередь, нужно понимать, что любое автомобильное производство требует капиталовложений и инвестиций.
И речь идет об участии не одного конкретного человека, а участии мировых производителей, которые обладают большим потенциалом в плане средств и технологий. Но инвестор приходит с желанием налаживать производство условной модели лишь тогда, когда он четко понимает перспективы и судьбу вложенных средств в долгосрочной перспективе.
В Украине же, с момента получения независимости, "правила игры" менялись где-то раз в 4-5 лет. Зачастую со сменой власти. Поэтому рассчитывать на создание конкурентного производства и приход инвестора, который захотел бы серьезно вкладывать в развитие производства не приходилось.
Несмотря на это, за упомянутый вами период в ЗАЗ было инвестировано порядка $460 млн, продолжено производство "Таврии", поставлено на производства три новых модели Lanos, Forza, Vida – это все, начиная от листа металла, производил ЗАЗ. Создавалась максимальная добавленная стоимость.
Начиная с 2007 года ЗАЗ заплатил в бюджет около 7,6 млрд грн налогов. Заработной платы было выплачено около 3 млрд грн. Пересчитайте эти суммы по курсу 8 грн/дол, и поймете, какие это деньги.
Теперь вернемся к преференциям, которыми вы нас попрекаете. Если в данный момент ЗАЗ не работает, государство получает что-нибудь от этого? Ничего не получает.
А так работа была у людей с зарплатой выше средней по стране, налоги платились, деньги оставались внутри Украины. Все эти пошлины давали плюс не только заводу, но и обществу, и государству.
Изображение

- Можете охарактеризовать нынешнее состояние "Запорожского автомобилестроительного завода" (ЗАЗ)?

- Последние годы были сложными для всех предприятий машиностроения. В том числе – для ЗАЗ. Государство максимально все либерализировало – открыли границы, сняли пошлины. Все вроде бы хорошо. Мы хотим стать ближе к Евросоюзу.

К чему это привело, показал рынок. Произошло резкое падение реализации новых автомобилей. В 2015 году было продано 46,5 тыс. новых автомобилей. Ожидаемое количество в 2017 году – 85 тыс. новых автомобилей. Изображение