29.10.2009

Статья: Куда уехал ЖЭК, или особенности национальной реформы

 

 

Сантехники с прошлогодним перегаром, у которых каждое матерное слово – определение того или иного инструмента либо классификация технической неисправности. Строгого нрава тети, скрывающиеся за своими толстыми очками и закрытыми окошечками для приема платежей, у которых уже десять лет как висит табличка "через 15 минут буду". Лестничные площадки, напоминающие поляну рок-фестиваля "Вудсток" своим богатым ассортиментом окурков, пивных баклажек и шприцов. Эти картины мы наблюдаем ежедневно, еженедельно и ежегодно. Но пять лет назад с уст политических мужей сорвалась фраза, ставшая лучом в темном царстве – "реформа жилищно-коммунального хозяйства" (24 июня 2004 года принят Закон Украины "Про загальнодержавну програму реформування і розвитку житлово-комунального господарства на 2004-2010 роки"). Однако в нашей стране, если сказано, не значит, что сделано. А если и сделано, то без наличия здравого смысла и банальной логики.

Реформу любой мыслящий человек толкует так: государство принимает соответствующие законы, совершает конкретные действия, вкладывает определенные финансы, и как результат – наступает светлое будущее. То есть крыши, как и подгузники, не протекают, тарифы основываются не на дрожжах, а экономических расчетах, новости о ЧП в жилых дома остаются в прошлом и используются как страшилки для непослушных детей. Но те процессы, которые мы с вами наблюдаем, схожи на несбыточную мечту, чем на четко поставленную цель. Проблема в том, что ни правительство в лице Министерства ЖКХ, ни органы местного самоуправления не представляют, как развязать клубок накопившихся проблем. А принятый закон коммунальщикам не помощник, потому что чересчур расплывчат и обтекаем.
 

 
 

Начали за здравие…

 
 

Первым шагом по дороге реформ ЖКХ стала приватизация жилья. На сегодняшний день в Украине до 90 процентов жилого фонда приватизировано. У жилого фонда появился новый собственник – население. Таким образом, актуальность проведения реформы обусловлена уже решенным вопросом, связанным с передачей всех прав и ответственности по управлению, содержанию и обслуживанию жилого фонда от прежнего собственника – "государства", к новому собственнику – "населению". И логический итог этого мероприятия – создание общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). На что и направлена пропаганда правительства. Конечно, очень удобно вручить простым людям ключи от всех дверей вместе с коммунальными проблемами, на решение которых нужны миллиарды гривен. С другой стороны, жильцы новостроек, так как с крышей (имеется в виду домовой) у них все в порядке, активно объединяются в ОСМД. Но здесь есть другой подводный камень: кто будет управляющим дома? Ведь помимо ответственности за содержание жилища и его бюджет, здесь нужны еще и конкретные знания: где какие вентиля находятся, что, когда и кем ремонтировалось… Но пришла пора поговорить о среднем звене реформирования – ликвидации жилищно-эксплутационных участков и создании централизованных служб по функциям.
 

 
 

Дела запорожские

 
 

На 16 сентября этого года были сокращены 19 ЖЭКов и 316 их сотрудников. Вследствие этого сэкономлено около полтора миллиона гривен. Общая же сумма экономии фонда оплаты труда, по подсчетам горвластей, составит 3 миллиона 668 тысяч гривен. Эти средства и планируют пустить на техническое обслуживание и текущий ремонт домов. Еще один пункт программы: создание семи управляющих компаний в четырех районах города, которые и займутся сервисным обслуживанием населения.
 

 
 

Взгляд изнутри

 
 

Мы пообщались с одним из сотрудников городского ПРЭЖО, у которого не такой радужный взгляд на сложившуюся ситуацию:

– Сумеет ли городская власть путем сокращений выкроить деньги на ремонт домов?
– Эти "сэкономленные" деньги "съест" очередное повышение заработной платы. И не будем забывать, что дело идет к выборам. Замечу, что всегда и везде любая реформа обеспечивалась финансовым фондом. То есть для того, чтобы провести реформу, нужно вложить какие-то денежные средства и эту реформу осуществить. У нас же получается, что добывают деньги по ходу пьесы. Но это, неверно, ни к чему хорошему не приведет. В этой реформе есть политика, но нет экономики. Допустим, тот тариф, который есть в Запорожье, занижен, как минимум, в пять раз. Понятно, что если ввести экономически просчитанный тариф, который будет составлять 13-15 гривен в зависимости от категории дома, то наши люди его не потянут. Тогда должен быть какой-то фонд, который будет дотировать жилищное хозяйство, а с 2000 года дотации прекращены.

Прежде чем вводить изменения, наши руководители ездили по городам Украины и смотрели, как обстоят дела с реформой ЖКХ в Чернигове, Днепропетровске, Харькове. В итоге остановились на Кременчуге. Там было создано две управляющие компании (по слухам, в одну из них вложил деньги министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко, а во вторую пошли средства местного мэра). То есть там закупили новую технику, машины, инструменты. Но через два года они пришли к шести миллионам долга. У нас думали пойти по такому же пути, но инвесторы так и не нашлись.

– Во сколько обойдется капитальный ремонт, если взять девятиэтажный дом средней запущенности?
– Давайте считать. Сделать капитальный ремонт подъезда, то есть отремонтировать лестничные клетки, вставить обычные окна – 25 тысяч гривен. Поменять инженерные сети – 60 тысяч. Плюс благоустройство системы водоотвода – 50 тысяч. Если полностью менять лифт – 200 тысяч, хотя мы обходимся модернизацией. Это стоит вдвое дешевле. На кровлю уйдет еще 30 тысяч. Итого – 265 тысяч гривен на один подъезд, а если в доме их, допустим, пять, тогда выходит больше миллиона на один дом… Вот сейчас на замену лифтов мы получили миллион сто тысяч гривен, а на замену кровель – 380 тысяч, а по нашему ПРЭЖО тех кровель протекает 480.

– Как вы относитесь к созданию единых расчетных центров?
– В принципе, хорошо, они себя оправдывают. Но опять-таки: они требуют капиталовложений. Под них нужно выделять отдельные здания и соответственно оборудовать. Вот общался с людьми из второго ПРЭЖО. Там, говорят, ужас, что творится. Раньше было шесть ЖЭКов, а сейчас один. Постоянно очереди, людям стало неудобно добираться. Каково бабушке идти через весь район. Но я склоняюсь к тому, что все утрясется и столпотворение рассосется. Люди сами будут подгадывать, в какой день приходить, чтобы не провести полдня в очереди.

– Каковы ваши прогнозы относительно запорожской реформы?
– Думаю, что зимний период покажет, куда мы идем, но с обслуживанием населения в любом случае выйдет промашка. Например, раньше за каждым домом был закреплен слесарь, но сейчас создаются бригады, и дома таким образом обезличили. Заявки населения они не выполняют – в плане там унитаз поменять, и человек ищет "шабашников". Те, в свою очередь, дома не знают, непонятно, что могут накуролесить, а тех же управляющих компаний пока нет. Мое мнение такое: надо было экспериментировать на ПРЭЖО №2, а остальных не трогать. Выждали хотя бы до весны, посмотрели хотя бы как система – работает или нет. Но ждать таких результатов никто не стал – до нового года все ПРЭЖО должны перейти на новую систему.

По нашим подсчетам, за коммунальные услуги платит от 70 до 80 процентов населения. Но с этими нововведениями цифры упадут, так как люди откажутся платить за то, что им не делают.
 

 
 

Мнение

 
 

Председатель домового комитета по улице Заднепровской, 30, Константин Кувайцев:

– То, что сокращают штаты кабинетных работников – это очень хорошо, потому что они были чрезмерно раздуты. Вследствие этого уменьшается численность фонда заработной платы, а значит, тарифы увеличиваться не будут. Ведь основная часть проплат за коммуналку идут на выплату зарплат. Но нет никакой гарантии, что в новых объединениях ПРЭЖО не возникнет такой же ситуации. Вот на Бабурке совмещают два ПРЭЖО. Из них выводят отдельные структуры и по новой объединяют. Допустим, из каждого взяли по три человека. Но потом появится необходимость взять экономиста, бухгалтера, начальника… Исходя из опыта работы на госслужбе, я знаю, что через определенное время вместо одной штатной единицы появится полторы и так далее.

Когда верстался номер, к нам в редакцию позвонила жительница Жовтневого района Евгения Мултых и высказала свое мнение по поводу расформирования:
– Была по своим делам в нашем ПРЭЖО (меня отключили от канализации, и решить эту проблему я никак не могу). Стою 40 минут под дверью, специалиста нет. Захожу в кабинет главного бухгалтера. Общаюсь с какой-то девушкой. Она меня консультирует, рассказывает, что надо делать, звонит в расчетный отдел. Через час я захожу в этот же кабинет – сидит совершенно другой человек и представляется главным бухгалтером. Они что, играют с нами в прятки?.. Сотрудники "Водоканала" в здание въехали несколько дней назад – им только кабинет в порядок привели, а из "Теплосетей" никого еще нет. Помещение для них только готовится. Разве о таком порядке нам говорили городские власти?
 

 
 

В тему

 
 

Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что в 2010 году на реформирование жилищно-коммунального хозяйства будет выделено из бюджета 1,35 млрд. грн. При этом планируется создать специальный общегосударственный фонд энергосбережения и энергоэффективности в размере 3,205 млрд. грн. "Эти деньги будут направлены на модернизацию и замену тепловых котельных по всей стране, на строительство крупнейшей в Европе Днестровской гидроаккумулирующей электростанции, на достройку блоков Хмельницкой АЭС", – отметила она. В бюджете-2009 в стабфонде предусмотрено 500 млн. грн. на реализацию проектов по энергосбережению, на удешевление кредитов – 25 млн. грн.

P.S.: Бесспорно, жилищно-коммунальное хозяйство уже просто кричало о необходимости реформы, так как и морально, и технически система устарела. Но все же хотелось бы, чтобы изменения были к лучшему и не носили такой стихийный характер, который мы сейчас наблюдаем. Ведь нельзя думать только об экономии средств за счет сокращения людей. А потом этим хвалиться перед запорожцами-избирателями и в отчетах высшему руководству докладывать "сэкономлено!". Власть имущим так и хочется задать вопрос: "Вы о простых жильцах простых домов, случаем, не забыли?"

Мы честно пытались связаться с городскими властями, чтобы узнать, какой козырь в рукаве или в трубе, помимо экономии, у них есть. Но начальник городского управления жилищного хозяйства Галина Охрименко ответила, что пока заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Олег Дорофеев не даст отмашку, она с нами общаться не будет. Несколько дней секретарь Олега Михайловича кормила нас фразами: "перезвоните позже", "на месте, перезвоните через 10 минут" и как логическое окончание "срочно-уехал-когда-будет-не-знаю". Спасибо, наелись.
 

 
 

А что у соседей?

 
 

На пути реформ ЖКХ во всех странах встречаются трудности и противоречия экономического и морально-психологического характера. Наиболее болезненным для населения оказался повсеместный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. На первом этапе во многих государствах уровень тарифов все еще регулировался. Тем не менее, расходы на их оплату росли очень быстро, опережая общий индекс потребительских цен и, хуже того, – увеличение доходов населения. В последние годы ситуация несколько изменилась: рост тарифов замедлился, а в динамике реальных доходов наметились положительные тенденции. Однако дореформенный уровень их достигнут далеко не везде и разрыв между тарифами и платежеспособностью населения сохраняется.

Положение на рынке коммунальных услуг в странах центрально-восточной Европы, имея некоторые общие черты, в то же время заметно различается. Например, в Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991-2001 годы повысились в 14 раз, в Польше – в 18,5 раза. В Чехии тарифы на коммунальные услуги росли не такими высокими темпами, как в других странах региона. В стране до сих пор существуют крупные дотации государства предприятиям коммунальных услуг, благодаря чему удается сдерживать рост тарифов.

Реформы в сфере ЖКУ заметно усложнили материальное положение граждан. В большинстве стран темпы роста тарифов на основные виды коммунальных услуг были галопирующими. И хотя в последние годы ситуация стала исправляться, резкий спад уровня жизни еще не преодолен. У определенной категории граждан периодически возникают сложности с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ее доля в текущих расходах домохозяйств везде увеличилась. В итоге в семейных бюджетах ЖКУ занимают теперь второе место после продовольствия, изменив таким образом всю структуру расходов на личное потребление. В общей сумме затрат на ЖКУ преобладающая часть приходится на коммунальные услуги, которые составляют в Болгарии 2/3, Венгрии и Чехии – 4/5 всех расходов на ЖКУ. К группе населения, у которой питание и содержание жилища – основные расходные статьи семейных бюджетов, относятся пенсионеры, семьи с детьми и семьи, где есть безработные. Чтобы облегчить их положение, во всех странах введены программы, предусматривающие помощь в оплате ЖКУ, выделяются так называемые целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных предварительных критериев. Типичной формой таких дотаций является пособие на жилье. Оно обычно выплачивается ежемесячно, а его сумма зависит от дохода семьи, ее состава, жилой площади и величины жилищных расходов.
 

 
 

Вадим ЕРЧЕНКО ("Прав.Да" от 08.10.2009)

..
     

В тему:


Статьи:
29.10.09. Куда уехал ЖЭК, или особенности национальной реформы
29.10.09. Скандал на проспекте - "Запорожские бизнесмены-соседи ломают копья… и лестницы"
29.10.09. Государственный фонд обманул молодые семьи?
29.10.09. Запорожье криминальное эволюция уголовного элемента (ч. 2)
29.10.09. Предвыборные бигборды: битва четырёх
29.10.09. Виктор + Юлия = 10 октября
29.10.09. "Народный позор" с опозданием
 
     
(Обновлено: 29.10.2009)