14.05.06 Молодежное ДВИЖение города Z (Запорожья)

Можно долго и с пеной у рта спорить о том, как зарождалось то или иное неформальное движение в стране, вообще, и городе Z, в частности.
Я спорить не буду, только начерчу основные вехи. А если с чем-то не согласны… пишите на форум, мыльте на мыло или просто - положите и забейте :-)


Начало Началом альтернативного молодежного движения на просторах всего СССР можно считать 1987 год. С Перестройкой молодежные движения плодились, как грибы после дождя. "Альтернативными" они были в пику официальному молодежному движению – "комсомолу" (может уже и не все знают о таком?). Тогда появились брейкеры, рокеры, металлисты, панки… Все это было не так массово и показательно, как в Прибалтике, Москве, Питере… но было. Были и у нас и свои "любера" - это "качки" и "спортсмены" с культом Шварценеггера и Брюса Ли. Общие места сборки стали расплодившиеся частные видеозалы. Они быстро вытеснили кино, молодняк толпами набивался в маленькие видеозалы (вход 1 рубль), чтобы получить долю адреналина от просмотра нелицензионных видеокассет (лицензионных тогда просто не было). Оборотистые молодые люди устраивали дискотеки в клубах под простые двухкасетники, а с рук продавались кассеты с андеграундом.

"Маленький Париж". Панки. Цоемания. На рубеже 90-х возле кафе "Маленький Парижа" собирались панки. Здесь иногородним панкам (позднее – "автостоперам") можно было получить "вписки" (временное жилье в городе). Говорят, в "Париже" бывал даже Гребенщиков. После того как в 1990 году гибнет В.Цой, в подземном переходе по ул. Сталеваров (возле кафе "Маленький Париж") собираются его поклонники, поют под гитару его песни и расписывают стены: "Цой, мы с тобой!". На довольно продолжительное время этот переход и "пятачок" наверху становятся местами сборки неформальной тусовки. … Более же формальный молодняк в это время собирается в "трешке" (кафе в подвале напротив универмага "Украина").

Место сборки №1 В девяностых годах основным местом массовых сборов становится площадь Октябрьская (в последствии переименованная в "Фестивальную"). На Октябрьскую ходили по выходным толпами: девчонки - "сниматься" (официально – "гулять"), а пацаны – "махаться" (нарываться на драку). Такое… "положение" сохранялось вплоть до конца девяностых.

Наркоманская волна Надо сказать, что наркота появилась значительно раньше, чем об этом стали говорить открыто. Но вот когда о ней заговорили повсеместно в конце восьмидесятых, и стали популяризировать в кино (пример: фильм "Игла"), нарковолна прокатилась по всему Союзу. И уже на 1992 год курить "траву" было также естественно, как сигареты. Более того, "трава" - это было модно! Но ведь была еще и маковая соломка!.. Так, с выпускников школ 93 года начинает выпуск "полумертвых классов".
Реальная картина: 1994 год. Последний звонок. Из 12-ти "выпускных" девятиклассников, девять идут в подъезд и пускают два "пятикубовых баяна" (шприца) по кругу.
Наркомания – это было настоящее молодежное движение. "Легкие" остатки его можно наблюдать на примере многих молодежных движений. Тех же – панков, клаберов.  И, например, на флаге "Казантипа" ("Республики Z") долгое время красовался листочек конопли :)

Секты С началом девяностых, с возрождением религиозного рвения, начинают множиться всякие секты. Самая закрытая – "сатанисты", самая массовая – "Белое братство", самая надоедливая – "Свидетели Иеговы".
Сатанисты существуют сами по себе, но иногда и организовывают нечто вроде вылазки "клуба по интересам" на природу - на о.Хортица, одно время тусуются (собироаются) возле "Черного камня".
"Белое братство" - это истерия с центром в Киеве по поводу конца света, который должен был наступить 24.11.93. Конец света так и не наступил и братство почило в бозе.
"Свидетели" - это те, которые совали в руки "Сторожевую башню" и хватали вас за руки прямо на улице, поутихли к миллениуму. На сегодня всевозможные сектанские движения облюбовали Дворцы Культуры (не смешно?), где они собираются с завидным постоянством. Одна из самых известных в Запорожье сект - "молодежная церковь" - "Рука помощи", собирается в ДК "Титан".

Клубная волна
Как говорилось ранее, клубное движение предваряла история с двухкасетниками… касетниками… бабинниками… Что интересно, на период становления клубов в Запорожье приходится "творческая" деятельность молоденького Влада Ряшина, который организовывает дискотеки на Шевченковском в ДК.
В 94-95 г.г. по СНГ прокатилась клубная волна. Кругом начинают открываться ночные клубы, где, по идее, помимо танцпола, должны быть диджеи, которые крутят музыку и барная стойка, где продаются прохладительные напитки. У нас это доходит до абсурда. Ночные клубы превращается в диско-рестораны, куда мужики с барсетками идут покушать и выгулять своих девушек. Первыми "полновестными" клубами в Запорожье можно назвать "Максимум" (погиб) и "Чарли" (теперь "Рендом"). Среди "первых" называют также "Энерджи" (более известный под названием – "Беда"), "Централь" (не выжил), "Орбита" и "Революция".
Развитие клубного движения у нас связывается с такими фигурами, как Dr Grey и Клим Иванов. "Чарли" и "Максимум" на начальном этапе становится центром клубной тусовки. Потом на смену "Чарли" придет "Гармата". Некоторое время клубную пальму первенства будут оспаривать "Орбита", "Революция" и "Сова". "Максимум" и "Гармата" уже к 2002 году захиреют и вскоре закроются...
На сегодня, центральными клубами принято называть "Сову", "Сахару", "Mix"...

Ролевики С 1994 году в городе Z начинает шириться ролевое движение. "Ролевики" живут в мирах, созданных известными фантастами (чаще всего Р.Толкиеном). Первая "официальная" игра-баталия "толкинистов" прошла в августе 1994г. под г.Васильевкой. После выхода кино-трилогии "Властелин колец" это движение разгорелось "синим пламенем". Последние годы они стали собираться на ристалища в "генеральской балке" на о.Хортица.

Граффити Граффитчиков трудно назвать тусовкой... если это и тусовка, то очень закрытая. Оно и понятно, расписывание стен вряд ли может вызывать особый восторг у правоохранителей. В общем, "деятельность" свою они не афишируют. Стены у нас начинают активно расписывать тоже где-то с середины 90-х. В новым тысячелетии яркое настенное творчество граффити начинают все чаще использовать в рекламных целях. Как пример: автомойка по ул. Независимой Украины (экс-40 лет Сов.Украины), ресторан "Веселый Роджер" (стена причала) и т.д.   

Скины В конце 90-х до нас доходит движение "скинов". "Скинхедов" у нас часто путают с "гопниками" и прямо ассоциируют с фанатами футбольного клуба "Металлург". Наши "скинхеды" помимо того, что носят соответствующую одежду и высказывают свое "Х" другим расам, обвиняли в том, что они преимущественно лупят аморфных неформалов после рок-концертов (сейшенов). 

Неформалы К началу нового тысячелетия стирается грань между различными рок-направленными молодежными движениями. Теперь они называются просто "неформалы". Неформалы облюбовали кафе "Железный Феликс" и клуб "Трясину".
К 2004 году прекратили свое существование и первое, и второе заведение.

Экстрималы С 1998 года начинается проведение ежегодных соревнований по Х-триатлону клубом "Эрмитаж". Этот клуб становится центром экстим-тусовки. И он первым в городе проводит прыжки с "Тарзанки". С начала нового тысячелетия становится заметным движение скейтеров и ройллеров. Замечает их, в основном, только ТВ. Однако внимательный взгляд может рассмотреть их и из окна общественного транспорта – напротив библиотеки им.Горького, театра им. Щорса (впоследствии им.Магара) и возле памятника Ленина. Сейчас их (говорят) можно встреть опять же - возле драмтеатра. К 2006 году своими сайтами обзоводятся: диггеры, паркуристы, велобайкеры...

Чатлане 1999-2001 – уже у многих молодых людей в городе Z появились компьютеры, а у кого-то даже Интернет. Но пока их немного. Интернет пока еще роскошь. В Интернете сидят по клубам (4 грн. в час). В основном все лезут общаться в Чат. Чат практически единственный по Запорожью – ЗапоЧАТовка. "Чатлане" собираются возле B@RINETа (напротив универмага "Украина"). В последствие, закрывается и "B@RINETа", и "ЗапоЧАТовка" прекращает свое существование. К 2003 году вся "чатланская тусовка" переместилась по адресу CHATINET.ZP.UA. Движение перестало быть закрытым и превратилось… в базар.

Тату На рубеже 2000 года из подполья выходят татуировщики. Открываются первые легальные тату-салоны. Наряду с татуировкой массовым увлечение становится и пирсинг.

Место сборки №2 С 2002 года основным местом сборки молодежи становится "отреставрированный" б.Шевченко. С этого времени тут можно встретить буквально всех и неофомалов, и скинхедов…

Флешмоберы В июне 2003 года в Нью-Йорке проходит первый флеш-моб. Флеш-моб – буквально, организованная толпа – люди через Инет организовываются для каких-то бессмысленных и забавных массовых действий. В этом же году МОБ добирается и до Запорожья. Самый известный моб в Запорожье – это хождение моберов взявшись за руки вокруг "часов влюбленных" на б.Шевченко.

Стритрейсниг (в буквальном переводе – "уличные гонки"). На 2003 год гонки на собственных авто на аэродроме в Широком достигают пика своей популярности. Некоторые это связывают с выходом на экраны фильма "Форсаж". В Широком много молодых людей, которые по выходным самоотверженно "убивают" родительские машины. Гонки проводятся, естественно, за деньги.
Уже в 2004 году "лавочку в Широком" прикрывают и стритрейсеры перемещаются на проспект (один из самых длинных в Европе). После этого они по субботам собирались возле Каскада "Радуги". "Гонки" устраивались по различным сценариям.

Закрытые вечеринки 2004 характерен изменениями в клубной культуре. Популяризуются так называемые "закрытые вечеринки", на которые по идее должна бы собираться "избранная" публика и "тусить" под "избранную" музыку. Самыми известными местами проведения "закрытых вечеринок" становится кафе-клубы "5 минут", "Плотина", "Европа"
В последнее время (новая волна – с 2001 года) в молодежной среде сильно популяризируется хип-хоп. И приметой времени становятся би-бои, танцующие нижний брейк.

Готы В среде неформалов, в последнее время, принято выделять такое движение - "ГОТЫ". Как формация, оно родилось в 1980-81 годах в мрачной Англии и медленно расползлось по миру. Готика, теоретически, противостоит коммерческой поп-культуре. Готы одеваются во все "черное", слушают "некоммерческую" рок-музыку. В 2004 году их можно (было) встретить в парке рядом с площадью Свободы.

"Стройка" В начале 2005 года местом сбора неформальной молодежи (некоторые) провозглашают рок-клуб "Стройка", который приютился в бывшем ДК Строителей и должен был бы стать приемником "Трясины". Но особо большой аудитории он не собирал, а благодаря "возне" вокруг молодежных организаций (обитавших в экс-ДК Строителей) и Театром Молодежи, который жаловался на отсутствие нормальных помещений, прекратил существование, отдав место ТЮЗу.

Константин АЛЕКСЕЕНКО

P.S.
Отдельное спасибо Андрею Лободе (редактору на ТРК "Алекс", фронтмену группы "Хорта") за помощь в подготовке материала.

 

вариант статьи, предоставлен автором специально для ZaБора