10.09.06 Как запорожский журналист с КГБ сотрудничал

         Продолжение публикации Юрия Гаева "Я жил в провинции..." (отрывок из книги)
 

Вернуться в начало

 


...Однажды, к тому времени мы общались уже года два-три, Саша протянул мне конверт с деньгами. Я отказался, даже не прикоснувшись к конверту. “А подарок от меня примешь?”. “Подарок – другое дело”. Я был уже женат, и вскоре Саша преподнес красивый деревянный подсвечник, по-дружески посоветовав чаще ужинать с женой при свечах. Во второй раз он вручил мне букинистическое издание какой-то книги Генрика Сенкевича, причем только один из двух томов. В третий раз подарил фотоэкспонометр “Ленинград”, стоивший довольно дорого – 60 рублей.

Экспонометр, вещь действительно нужную, я много лет брал во все свои экспедиции. Неполного и потому бесполезного Сенкевича через пару лет отнес в книжный магазин, где продал рублей за 15. А подсвечник от КГБ и поныне стоит на книжной полке в моей квартире. Сколько было денег в предложенном тогда Сашей конверте, так и не знаю.

Самое серьезное поручение Комитета связано с Натальей Коробовой, красивой женщиной и хорошей художницей. Познакомились мы еще в 1967-м через товарища-однокурсника, у которого с ней был роман. Я бывал в Наташиной мастерской, квартире, знал её отца, тоже художника, мы пили вино в общих компаниях. В 1971 году репродукцию её работы “Автопортрет с яблоком” опубликовал журнал “Юность”, что сделало Наташу знаменитой в среде запорожской богемы. Кто-то из друзей переслал мне эту репродукцию в Кировабад, где я, изгнанный из вуза и призванный в армию, служил механиком-водителем танка. Цветную журнальную картинку вместе с десятком “довоенных” фотографий я хранил в танке в потайном месте, и очень часто, забравшись в кабину, рассматривал их, вспоминал гражданку и давал себе слово после армии начать новую жизнь. Репродукция из “Юности” (на темном фоне девушка в красном платье держит на ладони красное яблоко), которую до сих пор храню в домашнем архиве, - одно из светлых пятнышек самого трудного периода моей службы.

Коробовы были из тех талантливых самодостаточных творцов, которых официальный Союз художников не любил именно потому, что они талантливы, самодостаточны, значит, и независимы. У обоих в жизни было немало сложных моментов, Владимира Коробова, например, исключали из партии (КПСС, разумеется), Наташу 15 лет “не пускали” в Союз художников. Но дочь и отец всегда оставались порядочными людьми, с собственной творческой манерой, не всегда вписывавшейся в каноны соцреализма. Такими, в первую очередь, интересовался Комитет государственной безопасности. Но в те годы я не знал этого.
Когда Саша спросил, знаком ли я с художницей Коробовой, я похвастал, что знаком хорошо и давно. Тогда Саша сообщил, что Наталья недавно побывала в Америке, где живет её двоюродная сестра. Коль я старый знакомый, то, наверняка, могу выяснить, с кем Коробова в Штатах встречалась, о чем говорила, какие привезла впечатления? Тут мне, помню, стало не по себе, я осознал мгновенно, что подошел к краю, после которого слова совесть и подлость становятся синонимами. Но повода отказать Саше у меня не было, сам признался в давнем знакомстве с Коробовой.

Из ситуации вышел я таким образом. Напросившись в гости к Наташе, побывал у неё в квартире и мастерской, расспросил о жизни и творчестве, о том, что видела в США. И написал статью, в которой рассказал, как пришла она к живописи, как появился “Автопортрет с яблоком”, как не допускал её работы к выставкам обком партии, как легко заработалось после свежего воздуха перестройки. Под названием “Кращі роки нашого життя” очерк вышел в “Козе” 5 марта 1988 года и был отмечен на редакционной летучке. А Саше я сообщил устно и под псевдонимом Олейник написал “докладную”, что Коробовой в Америке понравилось, и она привезла из неё набор оригинальных поварешек, которые в качестве сувенира повесила в своей запорожской кухне. К моему удивлению, Саша среагировал на доклад спокойно. Тогда я сказал, что хотел бы положить конец ТАКИМ нашим контактам. “Хорошо – был ответ, - я сообщу о твоем желании, куда следует”.

Вскоре Саша сказал, что его начальство хочет со мной познакомиться поближе. И пояснил доверительно, что такого внимания удостаивается не каждый.

Мы пришли в большой дом на проспекте Ленина напротив кинотеатра “Комсомолец”, поднялись по лестнице на чердак, и оказались в просторной художественной мастерской. Кому из запорожских художников мастерская принадлежала, не знал и не знаю. Здесь нас ждали двое мужчин, которые поздоровались, назвали себя по имени отчеству, предложили сесть. Саша молчал, а мужики стали задавать самые необязательные, как мне казалось, вопросы. Детальное содержание разговора забылось, но помню, как один из собеседников внезапно спросил, не хотел бы я работать в органах КГБ и обосноваться где-нибудь за границей, скажем, в Финляндии. И вот последовавшие затем полторы-две минуты останутся в моей памяти навсегда. Я понял, что прозвучал главный вопрос, от ответа на который будет во многом зависеть моя судьба. В то время политические детективы Юлиана Семенова, написанные “в соавторстве” с КГБ были очень читаемы. Поработать журналистом-разведчиком за рубежом, после чего выпустить книгу, было заманчиво. В то же время я понимал, что заигрался с Сашиной конторой, ещё чуть-чуть и влипну в нечто, для меня аморальное. Одновременно инстинкт “карьерного самосохранения” подсказывал, что напрямую говорить “нет” не следует. В одно мгновенье я взмок, выдержал паузу, и сказал примерно такую фразу: “Можно попробовать. Я человек авантюрного плана, и все новое, неизвестное меня всегда привлекало”. Поговорив немного еще, мы распрощались.

О впечатлениях кгбэшников от встречи я никогда Сашу не спрашивал. Он тоже избегал этой темы. Судя по тому, что никакого продолжения не последовало, его шефы решили не связываться с человеком, склонным к авантюризму. Происходили эти события в конце 80-ых годов ХХ века. Уже пришли Горбачев, перестройка, гласность, закрытая прежде информация и литература. В том числе о диссидентах и деятельности Комитета госбезопасности. Я взахлеб читал преобразившуюся вдруг “Правду”, “Огонек” Виталия Коротича, не отрываясь, слушал по ТВ немыслимые ранее интервью с Юрием Афанасьевым, Олегом Попцовым, Роем Медведевым. В прессе заговорили об открытии архивов КГБ, но в итоге отказались от опасной идеи. Слишком много людей, считавшихся честными, могли оказаться замазанными связями с этой организацией. Мой знакомый Саша беспокоил меня все реже и постепенно совсем “растворился в пространстве”. Интересно, сохранились ли в архивах листки с донесениями, подписанными “Олейник”?

За минувшее с тех пор время я прочитал немало свидетельств того, как расправлялся Комитет с диссидентами, как выгонял из страны артистов, писателей, спортсменов, мыслящих иначе, чем требовали советские идеологические стандарты. О том, как их вербовали в осведомители, пишут, в частности, Майя Плисецкая, Галина Вишневская, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Владимир Войнович. Я рассказал о своем небогатом опыте взаимоотношений с КГБ, не принесшим никому никакого вреда, кроме, пожалуй, изгнанного из редакторов Валеры Каряки.

Прекрасно осознаю: тогдашние методы работы гэбистов в периферийном Запорожье и, скажем, Москве или Ленинграде – две очень большие разницы. В городе работяг-сталеваров, не обремененном большой прослойкой нестандартно думающей интеллигенции, не могло в 80-ые года прошлого века вызреть ничего по-настоящему опасного для режима. По крайней мере, на моих глазах советские устои в Запорожье не рушились. Настоящих диссидентов, аналитически критикующих советскую власть, в моем окружении не было. Все знакомые смело травили анекдоты о Брежневе, ругали начальников-коммунистов. Но никогда с антисоветской деятельностью я это не связывал. Не делал этого и курировавший областные газеты чекист Саша. Впрочем, допускаю, он был просто порядочным парнем, и его методы работы нехарактерны для общей практики КГБ того времени.

А вот чувство вины перед Коробовой я носил в себе очень долго. Очень надеюсь, что своей “докладной” о штатовских поварешках, не навредил ей.

Через много лет на Наташином 50-летии, стоя перед её “Автопортретом с яблоком”, прочитаю посвящённые этой картине стихи, написанные во искупление беды, которую я мог принести хорошему человеку:

Когда казалось, жизнь не возвратится,
И пело все вокруг за упокой,
Автопортрет твой с яблоком в деснице
Я получил по почте полевой.

В тень уходя от солнца колесницы,
Слезу роняя тайно в тишине,
Автопортрет твой с яблоком в деснице
Я впитывал на танковой броне.

Такое может лишь во сне присниться.
Но было так, и Бог тебя храни.
Автопортрет твой с яблоком в деснице
Спасал меня в те тягостные дни…

Толкали в спину дней тугие спицы.
Вся наша жизнь – трагедия и кич.
Автопортрет твой с яблоком в деснице
Помог и мне кое-чего достичь.

Скользит за годом год по веренице.
Но как бы ни несло нас на крыле,
Автопортрет твой с яблоком в деснице
Останется на шарике-земле.

И даже в небо отлетев жар-птицей
Не обретешь ты сладостный покой.
Протянутое яблоко в деснице
Всегда надкусит кто-нибудь другой.

И будет он спасен твоею верой,
Как я когда-то в тягостные дни,
Плод надкусивши с колдовскою серой
С протянутой десницы Натали.

 

  Юрий ГАЕВ
   
  №42 от 19.10.06 газеты
 

 статья предоставлена для ZaБора 

   
  Отрывки из книги Ю.Гаева: "Я жил в провинции" (начало, продолжение, отклик)