Preview
Жанр: поразительная история жизни одного человека, умеренно
драматическая и неумеренно жестокая
Режиссер: Ёити Саи
Сценарий: Ёити Саи
В ролях: Такеши Китано, Хирофуми Араи, Томоко Табата, Йо Одагири,
Киока Судзуки, Миоко Суино, Сигемори
Мацу, Юко Накамура, Мари Хамада, Кадзуки Китамура, Ютака Мацусиге,
Чунчжи Ито, Суйджи Касивабара, Чжун Кунимура, Ютака Мацусиге, Сансей
Сиоми, Миоко Тадано, Сусуму Тераджима
Производство: Япония, Office Kitano Inc., Shochiku Co. Ltd., 2004
Бюджет: no data
Продолжительность: 140 мин.
Официальный сайт: no data
«Моя кровь досталась мне от матушки, а кости - от папаши» - именно
такой эпиграф – фрагмент старой корейской песни – мы видим в начале
ленты Ёити Саи. Эти слова отсылают нас, в первую очередь, к
автобиографической повести упомянутого ранее Согиру Яна, а во вторую – к
образу отца режиссера, который стал прототипом главного героя этого
кинофильма Кима Шунпея, великолепно сыгранного культовым японским
актером Такеши Китано. «Кровь и кости» рассказывает историю жизни
корейского эмигранта в Японии, в которую он переезжает, а точнее
переплывает, в 1928 году.
Сюжет. «Ким Шунпей – это воплощение власти. Муж, отец, шеф – все эти
разные социальные роли в его понимании сливались в одну – Хозяин. Любые
его желания должны воплощаться, любые приказы немедленно выполняться, а
за неподчинением всегда следует наказание. Ни снисхождения, ни жалости,
ни понимания, ни любви. Он насилует, избивает, предает, продает, убивает
и зарабатывает…». Вот о таком вот японском «мачо» пойдет речь в этом
кинофильме, так что людям, особо поддающимся влиянию, лучше сидеть дома
и смотреть «Мою прекрасную няню». Ким Шунпей – личность волевая и
сильная, сильная не только в переносно-метафорическом, но и прямом
смысле. Для него насилие – неотъемлемый элемент жизнедеятельности, что
подчеркивается первой (но не единственной такого рода) сценой семейного
насилия. Ким Шунпей избивает и насилует собственную жену, причем все это
происходит на глазах у его дочери. Продуктом такого вот одностороннего
сексуального контакта становится рождение сына – наследника рода Шунпея.
Но, воспитываемый матерью и из-за постоянного отсутствия отца на ранней
стадиях формирования личности, Масару Шунпей становится «слабым», слабым
с позиции мировоззрения отца. От лица Масару собственно и ведется
повествование в фильме «Кровь и кости».
Насилие и жестокость. В своей работе Ёити Саи избегает ярко выраженных
сцен насилия. Нет, неправильно выразился. Насилие в его кинофильме
просто бьет через край, но оно кинематографически не настолько
выразительно, как в работах, скажем, Тарантино или Родригеса, Оливера
Стоуна или Копполы. Ким избивает всех и вся на своем пути, не брезгуя ни
собственной дочерью, ни женой. Но кровь не фонтанирует из рассеченных
артерий, нет здесь и оторванных конечностей и фраз, типа: «После того,
что я с ним сделаю…Бла-бла-бла…». При всем при этом смотреть на
«подвиги» Шунпея страшно, но не омерзительно. И в этом, конечно же,
заслуга действительно гениального режиссера Ёити Саи, сделавшего насилие
не просто удобовоспринимаемым, но и рационально обоснованным. Мысли
жалеть домочадцев и работников рыбного цеха Кима Шунпея вам вряд ли в
ходе просмотра придут в голову (сцена избиения дочери с ее последующим
суицидальным позывом не в счет), а вот личность героя Китано вызывать
сострадание просто не может. Потому что в его собственно мире, названном
многими критиками «персональным адом», существуют строгие правила и
законы, по которым живет Ким, и к которым он приобщает окружающих, хотят
они этого или нет. Но ведь у каждого есть ВЫБОР, верно? Масару сделал
его, уехав навсегда из родного дома и отрекшись от отца. У дочери Шунпея
он тоже был, поэтому она вышла замуж, хотя счастья это ей не принесло…
Ким Шунпей. Уникальный кинематографический образ. Назвать его подонком у
вас просто не получится, как до, так и после просмотра. К святошам он,
правда, также не относится. Здесь мы имеем дело с квинтэссенцией
положительного и отрицательного, с синтезом добра и зла, с ницшеанским
Хозяином. Таких людей просто не должно существовать. Но они есть, и Ким Шунпей ярчайшее этому подтверждение. «Кровь и кости» от и до пропитано
его сущностью, его характером и элементами его миропонимания, с которыми
вы сочетаетесь в некий симбиотичеки-кинематографический организм, что
позволяет смотреть на окружающий мир глазами главного героя. Не только
смотреть, но и воспринимать этот мир. Поэтому вы будете находить
оправдание каждому его злодеянию (и даже убийству). Вы будете испытывать
жалость, глядя на пораженного инсультом, лежащего на полу, Кима и
испытывать ненависть к его же собственным родственникам. Перед вами за
два часа пронесется вся его жизнь. И знаете что? Финал у этой истории
окажется просто идеальным. Потому что никакого возмездия по принципу
магнетизма вселенной в работе Ёити Саи не будет! Ким Шунпей жил так, как
этого хотел. Это и центральная идея, и то, что выделяет данное кино из
ряда произведений схожей тематики.
Такеши Китано. Родился 18 января 1947 года в Токио. Рос в нищем и
трущобном районе. Его отец был алкоголиком и игроком, имеющим к тому же
связи с якудза. Мать мечтала видеть своего сына конторским служащим, но Китано поступает в Токийский Университет Мейджи, который так и не
заканчивает. Он погружается в жизнь большого города, меняя случайные
профессии как перчатки: кассир в стриптиз-клубе, танцор в кабаре, др.
Все эти случайные виды деятельности постепенно сформировали многогранную
личность Такеши, открыв ему дорогу в мир творческой самореализации.
Помимо актерской деятельности, Китано является одной из ведущих фигур
японских СМИ, участвую в восьми телевизионных проектах еженедельно. Он
написал несколько сборников рассказов, новелл, эссе и даже стихов. У
него великолепное образование художника и мультипликатора, живописные
работы Китано можно увидеть в сценах "Фейерверка" и "Кикуджиро". А еще
он спонсирует любительскую бейсбольную команду, за которую иногда играет
сам. Возвращаясь к его лицедейской деятельности, хочется остановиться на
том, что в начале своего пути Такеши позиционировал себя исключительно
как комедийного актера, во что после фильма «Кровь и кости» верится с
трудом. Мировую известность Китано получает после исполнения роли
сержанта Хары в фильме Нагисы Ошима «Счастливого Рождества, мистер
Лоуренс» (1983). «Жестокий полицейский» (1988) становиться его
режиссерским дебютом. Американцы его откровенно побаиваются, называя за
глаза «монстром», а японцы – уважают, что является, скорее всего, одним
и тем же.
Ёити Саи. Родился 6 июня 1949 в Нагано (Япония). Свою карьеру в кино
начинал, работая помощником осветителя. Его фильм «Где луна?» (1993)
принес ему более 50 призов и наград на различных кинофестивалях. К
другим его работам относятся: «Преступление на сексуальной почве»,
«Москит на 10-м этаже», «Кое-кого скоро убьют», «Женщина в черном»,
«Свинское наказание», «Творцы времени». Съемки фильма «Кровь и кости» он
откладывал в течение шести лет. Происходило это из-за напряженного
графика работы Такеши Китано, а без него, по мнению режиссера, снимать
просто не было смысла (согласен на все сто, такого дядьку можно было еще
пяток лет подождать!). Ёити Саи дождался. Ёити Саи снял. За это ему мое
огромное киноманское «СПАСИБО» и низкий поклон.
Награды. В завершение, хотелось бы перечислить всё то, что является (не
всегда конечно) показателем успешности и социальной значимости
кинематографического произведения. Итак, «Кровь и кости» удостоен был
двух призов Японской киноакадемии (из 12 номинаций) за лучшую режиссуру
и за лучшую мужскую роль второго плана (Джо Одагири), «Blue Ribbon Award»
за лучшую мужскую роль второго плана, «Hochi Film Award» за лучшую
режиссуру, четыре награды «Kinema Junpo Award», в том числе за лучшую
режиссуру и лучшую мужскую роль (Такеши Китано) и четыре приза «Mainichi
Film Concours».
Вердикт. Жесткое и безкомпромисное, но до боли знакомое в плане
жизненности и затронутой режиссером тематики кино. История жизни одного
человека и история существования одного мира. Имя этим двум: «Ким Шунпей».
Персональный ад? Возможно, хотя мне ближе термин «персональная
реальность». Это как у Пелевина: «Наш мир всего лишь коллективная
визуализация». С тем лишь исключением, что это мир одного человека,
который настолько обширен, что подминает под себя мирки окружающих его
людей (вспоминаем «Императора иллюзий» Лукьяненко и концепцию
иллюзорности действительности). Эта не ода жестокости, это скорее
пособие по его применению в малых и не очень количествах. Так что слабым
духовно смотреть не рекомендуется. А вообще, «Кровь и кости» заставляют
задуматься о многом. Заставляет переоценить самого себя и свой
собственный мир, а также методы, которыми мы этот мир укрепляем и
совершенствуем. Насилие же при таком подходе следует воспринимать
исключительно как необходимый метафорический образ, очень точно и
органично введенный Ёити Саи для создания необходимой мрачновато-серой и
напряженной атмосферы, а не как реального строительного материала
собственного будущего. В целом же картина достойна звания «Шедевр» и
места в ZаБоровском «Хорошем кино» (которое оно собственно сейчас и
занимает).
Review по фильму
Фильм на фестивале "Азия-кино"
Иван Марасин, спецагент ТО "ZаБор- Entertainment"
(23 октября 2005)
kinoman-zabor@mail.zp.ua