23.10.05 «Фестиваль «АЗИЯ-КИНО». День шестой, жесткий» |
11.10.05. «Кровь и кости» - воистину жемчужина фестиваля «АЗИЯ-КИНО 2005». Его ждали все. О нем говорили в фойе до начала сеансов и на улице – после (лично слышал, врать не буду). Говорили о гениальном Такеши, о долгожданном фильме Ёити Саи, о легшей в основу повести Согиру Яна… Честно говоря, разговорам этим я был приятно удивлен. Все-таки интеллектуально-кинематографическая элита в городе Z не только существует в абстрактном плане каждого отдельного киномана, но и реально проявляет себя такими вот вылазками на фестивали контркультурного (и не только), но точно не коммерческого, синематографа! Итак, вечер 11 октября, фойе кинотеатра Довженко, ожидание начала… ![]() Насилие и жестокость. Подобно Сиддику Бармаку и его работе «Усама», Ёити Саи избегает ярко выраженных сцен насилия. Нет, неправильно выразился. Насилие в его кинофильме просто бьет через край, но оно кинематографически не настолько выразительно, как в работах, скажем, Тарантино или Родригеса, Оливера Стоуна или Копполы. Ким избивает всех и вся на своем пути, не брезгуя ни собственной дочерью, ни женой. Но кровь не фонтанирует из рассеченных артерий, нет здесь и оторванных конечностей и фраз, типа: «После того, что я с ним сделаю…Бла-бла-бла…». При всем при этом смотреть на «подвиги» Шунпея страшно, но не омерзительно. И в этом, конечно же, заслуга действительно гениального режиссера Ёити Саи, сделавшего насилие не просто удобовоспринимаемым, но и рационально обоснованным. Мысли жалеть домочадцев и работников рыбного цеха Кима Шунпея вам вряд ли в ходе просмотра придут в голову (сцена избиения дочери с ее последующим суицидальным позывом не в счет), а вот личность героя Китано вызывать сострадание просто не может. Потому что в его собственно мире, названном многими критиками «персональным адом», существуют строгие правила и законы, по которым живет Ким, и к которым он приобщает окружающих, хотят они этого или нет. Но ведь у каждого есть ВЫБОР, верно? Масару сделал его, уехав навсегда из родного дома и отрекшись от отца. У дочери Шунпея он тоже был, поэтому она вышла замуж, хотя счастья это ей не принесло… Ким Шунпей. Уникальный кинематографический образ. Назвать его подонком у вас просто не получится, как до, так и после просмотра. К святошам он, правда, также не относится. Здесь мы имеем дело с квинтэссенцией положительного и отрицательного, с синтезом добра и зла, с ницшеанским Хозяином. Таких людей просто не должно существовать. Но они есть, и Ким Шунпей ярчайшее этому подтверждение. «Кровь и кости» от и до пропитано его сущностью, его характером и элементами его миропонимания, с которыми вы сочетаетесь в некий симбиотичеки-кинематографический организм, что позволяет смотреть на окружающий мир глазами главного героя. Не только смотреть, но и воспринимать этот мир. Поэтому вы будете находить оправдание каждому его злодеянию (и даже убийству). Вы будете испытывать жалость, глядя на пораженного инсультом, лежащего на полу, Кима и испытывать ненависть к его же собственным родственникам. Перед вами за два часа пронесется вся его жизнь. И знаете что? Финал у этой истории окажется просто идеальным. Потому что никакого возмездия по принципу магнетизма вселенной в работе Ёити Саи не будет! Ким Шунпей жил так, как этого хотел. Это и центральная идея, и то, что выделяет данное кино из ряда произведений схожей тематики. Такеши Китано. Родился 18 января 1947 года в Токио. Рос в нищем и трущобном районе. Его отец был алкоголиком и игроком, имеющим к тому же связи с якудза. Мать мечтала видеть своего сына конторским служащим, но Китано поступает в Токийский Университет Мейджи, который так и не заканчивает. Он погружается в жизнь большого города, меняя случайные профессии как перчатки: кассир в стриптиз-клубе, танцор в кабаре, др. Все эти случайные виды деятельности постепенно сформировали многогранную личность Такеши, открыв ему дорогу в мир творческой самореализации. Помимо актерской деятельности, Китано является одной из ведущих фигур японских СМИ, участвую в восьми телевизионных проектах еженедельно. Он написал несколько сборников рассказов, новелл, эссе и даже стихов. У него великолепное образование художника и мультипликатора, живописные работы Китано можно увидеть в сценах "Фейерверка" и "Кикуджиро". А еще он спонсирует любительскую бейсбольную команду, за которую иногда играет сам. Возвращаясь к его лицедейской деятельности, хочется остановиться на том, что в начале своего пути Такеши позиционировал себя исключительно как комедийного актера, во что после фильма «Кровь и кости» верится с трудом. Мировую известность Китано получает после исполнения роли сержанта Хары в фильме Нагисы Ошима «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983). «Жестокий полицейский» (1988) становиться его режиссерским дебютом. Американцы его откровенно побаиваются, называя за глаза «монстром», а японцы – уважают, что является, скорее всего, одним и тем же. Ёити Саи. Родился 6 июня 1949 в Нагано (Япония). Свою карьеру в кино начинал, работая помощником осветителя. Его фильм «Где луна?» (1993) принес ему более 50 призов и наград на различных кинофестивалях. К другим его работам относятся: «Преступление на сексуальной почве», «Москит на 10-м этаже», «Кое-кого скоро убьют», «Женщина в черном», «Свинское наказание», «Творцы времени». Съемки фильма «Кровь и кости» он откладывал в течение шести лет. Происходило это из-за напряженного графика работы Такеши Китано, а без него, по мнению режиссера, снимать просто не было смысла (согласен на все сто, такого дядьку можно было еще пяток лет подождать!). Ёити Саи дождался. Ёити Саи снял. За это ему мое огромное киноманское «СПАСИБО» и низкий поклон. Вердикт. Жесткое и безкомпромисное, но до боли знакомое в плане жизненности и затронутой режиссером тематики кино. История жизни одного человека и история существования одного мира. Имя этим двум: «Ким Шунпей». Персональный ад? Возможно, хотя мне ближе термин «персональная реальность». Это как у Пелевина: «Наш мир всего лишь коллективная визуализация». С тем лишь исключением, что это мир одного человека, который настолько обширен, что подминает под себя мирки окружающих его людей (вспоминаем «Императора иллюзий» Лукьяненко и концепцию иллюзорности действительности). Эта не ода жестокости, это скорее пособие по его применению в малых и не очень количествах. Так что слабым духовно смотреть не рекомендуется. А вообще, «Кровь и кости» заставляют задуматься о многом. Заставляет переоценить самого себя и свой собственный мир, а также методы, которыми мы этот мир укрепляем и совершенствуем. Насилие же при таком подходе следует воспринимать исключительно как необходимый метафорический образ, очень точно и органично введенный Ёити Саи для создания необходимой мрачновато-серой и напряженной атмосферы, а не как реального строительного материала собственного будущего. В целом же картина достойна звания «Шедевр» и места в ZаБоровском «Хорошем кино» (куда собственно мы это ревью и отправим). Информации много не бывает, поэтому повторюсь, слегка переосмыслив уже написанное: 11-12 сентября. «Кровь и кости». ![]() Режиссер: Ёити Саи Сценарий: Ёити Саи В ролях: Такеши Китано, Хирофуми Араи, Томоко Табата, Йо Одагири, Киока Судзуки, Миоко Суино, Сигемори Мацу, Юко Накамура, Мари Хамада, Кадзуки Китамура, Ютака Мацусиге, Чунчжи Ито, Суйджи Касивабара, Чжун Кунимура, Ютака Мацусиге, Сансей Сиоми, Миоко Тадано, Сусуму Тераджима Производство: Япония, Office Kitano Inc., Shochiku Co. Ltd., 2004 Продолжительность: 140 мин. Язык: японский Перевод: русский дубляж (УРА!!!) Вердикт фестиваля «АЗИЯ-КИНО 2005». А вы как думаете? Удался, не то слово. Несмотря на политическое и безликое произведение Сиддика Бармака. Несмотря на неживое и усыпляющее кино Хирокадзу Корэ-эда. «Капризное облако» Мин-Ляна, как я уже говорил, раскололо сознание зрителей на отдельные части, которые они собирали и аккуратно приклеивали друг к другу во время просмотра «Усамы» и «Никто не узнает» лишь для того, чтобы бы окончательно разлететься вдребезги от удара железного кулака Кима Шунпея. Программа фестиваля просто идеально подобрана организаторами, за что им отдельное спасибо, я думаю, не только от меня одного. Кинотеатр Довженко и «Артхаус Трафик» безусловно, совершило грандиозный и интереснейший прорыв в культурной жизни нашего города, укрепляя ряды интеллектуальной элиты, да и просто приобщая середнячковых потребителей голливудского фаст-фуда к здоровой, но очень острой, восточной кино-кухне. Особенно радует наличие русских субтитров первых трех лент, а также полноценного перевода произведения Ёити Саи, так что лингвистических казусов финского кинофеста здесь к счастью не было. Посмотрели, порадовались, а теперь, скорее всего, решили расслабиться? Не получиться! Ожидаем «Дней корейского кино в Запорожье» и фестиваля фильмов ужасов «Бесконечный кошмар»!!! |
Спасибо кинотеатру Довженко за предоставленную возможность просмотра программы кинофестиваля. |
Иван Марасин |
Специально для ZаБора |