| 
		 
		 
		 
		«Чего ожидать от азиатов» или «Коротко о предстоящем кинофестивале» 
		 
		Долго запорожским киноманам, да и просто любителям частых вылазок в 
		кинотеатры расслабляться не удалось. Только отфестивалили «Дни финского 
		кино», как кинотеатр Довженко и «Артхаус Трафик» радуют нас еще одним 
		кинособытием – «АЗИЯ-КИНО 2005». Чего же собственно ожидать от азиатских 
		киноделов? Посмотрим. Но сначала… 
		 
		
		 «АЗИЯ-КИНО 2004». С этого собственно и начнем. Кто запамятовал, 
		напоминаем, что открывающийся сегодня фестиваль будет уже вторым по 
		счету явлением восточных кинематографистов в Украине. Первое пришествие 
		произошло, как вы уже поняли, в октябре 2004 года, подарив 
		отечественному зрителю пять разнообразных, но по-азиатски пикантных, кинопродукта. Два этих блюда относились к южнокорейской кухне, а именно 
		к деятельности известного шеф-повара Кима Ки-Дука, прозванного критиками 
		«кино-подонком». Первая его работа – социальная драма «Самаритянка», в 
		которой две школьницы ради поездки в Европу пробуют себя на ниве 
		проституции, принесла автору берлинского «Серебряного медведя». Делая 
		упор на внешний эффект, безостановочно цитируя Библию и опираясь на 
		христианскую мифологию, Ки-Дук валит неподготовленного зрителя наповал, 
		хотя видевшие его скандальный «Остров» навряд ли удивлялись. А вот 
		красивая буддийская притча «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» 
		поразила тогда всех: во-первых, отказом режиссера от собственного 
		принципа ультранасилия (чего от Ки-Дука ожидаешь меньше всего), 
		во-вторых, фантастическим визуальным исполнением, что в своей 
		совокупности вызвало восторг зрителей и признание кинокритиков. Были в 
		программе кинофестиваля произведения и попроще. Оригинальное (я имею в 
		виду японское) «Проклятье» тогда произвело двойственное впечатление. С 
		одной стороны, зрители увидели клона известного уже тогда фильма 
		«Звонок», и, не догадываясь о японском символизме и «строгих» правилах 
		жанра, фыркали, наблюдая за деятельностью очередной длинноволосой и 
		незаконно умерщвленной девочки. С другой же – пробирающий до костей 
		страх, заставляющий широкоплечих парней в ужасе прикрываться тонкими 
		телами своих, потерявших сознание, спутниц. Было и классическое 
		самурайское кино в образе философской картины «Сумеречный самурай», к 
		сожалению, не получившей приз зрительских симпатий. Интересная история о 
		тяжелых самурайских буднях оказалась на проверку обычной этнографической 
		зарисовкой. Закрывали же фестиваль анимационным фильмом «Интерстелла 
		5555». Правда, это не аниме в чистом виде (несмотря на работу известного 
		аниматора Мацумото Лэйдзи), а расширенный видеоклип французской группы «Дафт 
		Панк». Сюжета как такового не было, но все удивлялись идеальному 
		соотношению «картинки» и звука.  
		Фестиваль 2004 года удался. Нас же с вами ожидает новый… 
		 
		«АЗИЯ-КИНО 2005». Так чего же ожидать? Какие вы все-таки не терпеливые. 
		Сейчас быстренько пробежимся по программе киноперфоманса, а уж потом до 
		вывода доберемся… А, нетерпеливые могут сразу вердикт читать. Я добрый. 
		Я разрешаю… 
		 
		 
		 6-7 октября. «Капризное облако».   
		 
		Жанр: эротический мюзикл 
		Режиссер: Цай Мин-Лян 
		Сценарий: Цай Мин-Лян 
		В ролях: Ли Кан Шэн, Чэнь Сянци 
		Производство: Китай-Франция-Тайвань-Малайзия, 2005 
		Продолжительность: 112 мин. 
		Язык: китайский / пекинский  
		 
		«Капризное облако...  
		Его одинокие часы проходят как увядающие цветы  
		Пока он смотрит, как проходит жизнь,  
		Одинокая тень, парящая над миром,  
		Подобная облаку на краю неба».  
		 
		Сюжет. В стране острый дефицит воды. Правительством спонсируются 
		телевизионные передачи, направленные на изучение методов ее экономии. 
		Выглядит это примерно как: «Употребляйте арбузный сок! Это потенциальный водозаменитель!». Однако каждый по-своему находит выход из этой 
		ситуации, например, воруя воду в общественных туалетах… В условиях 
		постоянной социальной «дегидрации» трудно выживать, но еще труднее 
		выносить одиночество. «Все мы подобны облакам на безмолвном небе - мы 
		плывем в одиночестве и не касаемся друг друга». Но когда девушка Сян Ци 
		встречает в парке Сяо Кана (порноактера, между прочим) все становиться 
		иначе. Они влюбляются друг в друга… «Когда одно облако касается другого, 
		какую форму они образуют вместе?»… 
		 
		Вообще. Фильм Цай Мин-Ляна стал самым откровенным и самым скандальным на 
		55-ом международном берлинском кинофестивале, за что собственно и 
		получил «Серебряного медведя». Плюс почетная награда имени основателя «Берлинале» 
		Альфреда Бауэра, вручаемая за новаторство. «Капризное облако» - это не 
		просто эротический мюзикл. Это серьезное произведение об одиночестве и о 
		поисках любви, скрытое за ширмой похабного на первый взгляд, но очень 
		красивого и местами юмористически циничного легкого порно.  
		 
		 
		 8 
		октября. «Усама».   
		 
		Жанр: драма 
		Режиссер: Сиддик Бармак 
		Сценарий: Сиддик Бармак 
		В ролях: no data 
		Производство: Афганистан, Barmak Film, 2005 
		Продолжительность: 82 мин. 
		Язык: не русский точно 
		 
		История афганской девочки Голбахари, материализованная Сиддиком Бармаком, 
		стала первой кинолентой снятой в Афганистане со времен правления 
		Талибана и его же последующего падения в 2001 году. «Усама» же, как 
		название имеет не только прямое отношение к сюжетной линии, но и несет в 
		себе некий скрытый (а точнее PR) смысл, отсылая нас к террористу номер 
		один, всем известному бин Ладену. По словам Бармака это должно было 
		привлечь внимание к картине, потому что на момент съемок слово 
		Афганистан ассоциировалось именно с его именем.  
		 
		Сюжет. Время правления талибов. Время суровых законов и правил. Время, 
		когда женщина не могла выйти на улицу без сопровождения мужчины. 
		Овдовевшая женщина вынуждена переодеть свою дочь Голбахари в парня, 
		всего лишь для того, чтобы ходить на работу в больницу. Но не все так 
		просто. Полиция заставляет всех жителей городка приходить на полуденное 
		моление в мечеть. Не знающая всех тонкостей богослужения, Голбахари 
		вызывает подозрение у «правоохранителей». Самое же плохое случается на 
		следующий день. Всех мальчиков силой забирают в религиозную школу (читай 
		– в центр военной подготовки талибов). Опасаясь за свою жизнь, ибо 
		надругательство над законами ислама карается смертью, Голбахари 
		вынуждена и дальше выдавать себя за парня по имени Усама… 
		 
		Награды. Их у работы Сиддика оказалось не мало. Это и премия «Золотой 
		Глобус» за лучший иностранный фильм 2004 года, и приз молодежного жюри и 
		AFCAE Award на 56-м кинофестивале в Канне в 2003. Добавляем сюда еще 
		«Золотой гвоздь» на фестивале в Вальядолиде (Испании) в 2003 и приз 
		публики (PSB Audience Award) и специальная награда «Новые течения» на 
		фестивале в Пусане (Южной Корее) в том же году. Плюс, номинация «лучший 
		неанглоязычный художественный фильм» на Golden Satellite Award 2004 года 
		и приз за лучший полнометражный игровой фильм. А также премия Ива 
		Монтана за лучшую женскую роль на МКФ «Молодость-2003» и награда за 
		«лучший фильм» и «лучшую режиссуру» на Международном кинофестивале в 
		Кейптауне в 2004 году. Так что Бармак у нас весь в орденах и медалях aka 
		Владимир Ильич Брежнев в лучшие свои годы.  
		 
		Вообще. Драматическое произведение о тяжелой и суровой жизни подростка в 
		условиях военной «демократии». Все вышеперечисленные награды и премии не 
		позволят усомниться в серьезности и профессионализме, творческом подходе 
		и содержательности данного кинопроизведения. 
		 
		
		 9-10 
		октября. «Никто кроме нас».   
		 
		Жанр: драма 
		Режиссер: Корэ-эда Хирокадзу 
		Сценарий: Корэ-эда Хирокадзу 
		В ролях: Сусуму Терадзима, Юя Ягира, Кеничи Эндо, Рё Касе 
		Производство: Япония, 2004 
		Продолжительность: 140 мин. 
		Язык: японский 
		 
		Сюжет (из официального источника). «Четверо детей счастливо живут вместе 
		со своей мамой в маленькой токийской квартирке. У всех разные отцы и они 
		никогда не ходили в школу, а трое к тому же прячутся от домовладельца. И 
		вот в один прекрасный день их мать исчезает, оставляя после себя лишь 
		немного денег и записку, с просьбой к старшему сыну позаботиться об 
		остальных. Так начинается детское приключение, о котором никто не 
		знает...». Обычно, не сверхсложно, но думаю, что интересно будет, потому 
		что: «Золотая ветвь» четырнадцатилетнему Юя Ягира за лучшее исполнение 
		мужской роли 57-го Каннского кинофестиваля (это произошло с легкой руки 
		Квентина Тарантино), премия за лучший фильм на кинофестивале в Генте, а 
		также то, что «Никто кроме нас» в этом году выдвинут Японией на премию 
		«Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм». 
		 
		Вообще. Это, в первую очередь, авторское кино, признанное как у себя на 
		родине (что естественно), так и мировой кинообщественностью в целом. 
		Следует ожидать, скорее всего, тяжелую экзистенциальную и социальную 
		драму, а сидя в зале, прислушиваться к всхлипыванию впечатлительных 
		представительниц слабого пола. 
		 
		
		 11-12 
		октября. «Кровь и кости».   
		 
		Жанр: драма 
		Режиссер: Ёити Саи 
		Сценарий: Ёити Саи 
		В ролях: Такеши Китано, Джо Одагири, Дзюн Кунимура, Ютака Мацусиге, 
		Сусуму Терадзима 
		Производство: Япония, Office Kitano Inc., Shochiku Co. Ltd., 2004 
		Продолжительность: 140 мин. 
		Язык: японский 
		 
		В 2004 году фестивалем по части улютранасилия заправлял Ким Ки-Дук, но 
		вот и у него появляется достойный конкурент. Причем соперник этот на 
		голову выше будет, и не только прошлогодней «Самаритянки», но и 
		упомянутого выше «Острова».  
		 
		Сюжет (из тех же источников). «Ким Шунпей – это воплощение власти. Муж, 
		отец, шеф – все эти разные социальные роли в его понимании сливались в 
		одну – Хозяин. Любые его желания должны воплощаться, любые приказы 
		немедленно выполняться, а за неподчинением всегда следует наказание. Ни 
		снисхождения, ни жалости, ни понимания, ни любви. Он насилует, избивает, 
		предает, продает, убивает и зарабатывает…». Вот о таком вот японском «мачо» 
		пойдет речь в этом кинофильме, так что людям, особо поддающимся влиянию, 
		лучше сидеть дома и смотреть «Мою прекрасную няню».  
		 
		Награды. Еще один чемпион выходит на сцену. А то подумаете, что только в 
		Афганистане хорошее кино делают. Итак, «Кровь и кости» удостоен был двух 
		призов Японской киноакадемии (из 12 номинаций) за лучшую режиссуру и за 
		лучшую мужскую роль второго плана (Джо Одагири), «Blue Ribbon Award» за 
		лучшую мужскую роль второго плана, «Hochi Film Award» за лучшую 
		режиссуру, четыре награды «Kinema Junpo Award», в том числе за лучшую 
		режиссуру и лучшую мужскую роль (Такеши Китано) и четыре приза «Mainichi 
		Film Concours». Так что пропускать сие творение не советую, дорогие мои! 
		 
		Вообще. Этот фильм является экранизацией автобиографической повести 
		известного в Японии писателя Согиру Яна. А названием же ссылается на 
		старую корейскую песенку с примерно такими вот словами (извините, 
		перевод вольный, в корейском я не силен): «Моя кровь досталась мне от 
		матушки, а кости – от папаши». Японский классик Ёити Саи, 
		режиссировавший этот фильм, ждал актера Такеши Китану – излюбленного 
		западными зрителями «монстра» восточного кино – исполнителя главной роли 
		целых (вдумайтесь!) шесть лет. А это уж что-то должно значить… 
		 
		Вердикт. Ожидается грандиозный и интереснейший прорыв в культурной жизни 
		нашего города благодаря фестивалю «АЗИЯ-КИНО», проводимому с 6 о 12 
		октября в кинотеатре Довженко. Тем, кто внимательно изучил программу 
		кинофестиваля, я думаю, итак уже все понятно, а тем нетерпеливым, о 
		которых я уже говорил, отдельное: «ИДИТЕ! «АЗИЯ-КИНО» ZаБором ОДОБРЕНО!» 
		 
		 
  
		
		Иван Марасин, спецагент ТО "ZаБор- Entertainment" 
		 
		(06 октября 2005)  
		 
		
		kinoman-zabor@mail.zp.ua  
		 
   |