26.05.2009 |
Статья:
Запорожец рассказывает реальную историю взрыва на линкоре "Новороссийск"
|
|
|
Запорожец Николай Березняк вспоминает о взрыве на линкоре
"Новороссийск",
который ему удалось пережить |
|
|
|
|
|
События, о которых пойдет здесь речь, произошли 53 года назад. Но даже через
столько лет, несмотря на многочисленные публикации в СМИ, мы до сих пор знаем
ничтожно мало об одной из самых загадочных катастроф ХХ века, повлекшей за собой
многочисленные жертвы.
|
|
|
Обстоятельства взрыва, который произошел ночью 29 октября 1955 года в бухте
Севастополя на самом мощном советском корабле – единственном потенциальном
морском надводном носителе атомного оружия – линкоре "Новороссийск", более
полувека окутаны густой завесой тайны. Версий много, но так и нет однозначного
ответа на вопрос: "Почему затонула самая крупная боевая единица советского
военного флота?"
В 1999 году газета "Факты" утверждала, что в Украине на то время проживали сто
моряков с линкора "Новороссийск".
Один из них – запорожец Николай Березняк, о котором в справке Центрального
военно-морского архива Министерства обороны РФ дается следующая информация:
"Согласно данным учетно-послужной карточки ф.4, Березняк Николай Михайлович,
1934 года рождения, призванный Камышевахским РВК Запорожской области, с 10
ноября 1954 года по июль 1958 года проходил службу в частях Черноморского флота,
из них с 10 сентября 1955 года по 29 октября 1955 года – на линкоре
"Новороссийск". 29 июля 1958 года уволен в запас и направлен в Камышевахский РВК
Запорожской области".
Остается только удивляться, что этот человек, живущий в Запорожье вот уже 50
лет, раньше не попал в поле зрения запорожских журналистов.
– Николай Михайлович, а почему вы сами не попробовали проявить инициативу и...
– И что?! Прийти в редакцию газеты и сказать: "Напишите обо мне, потому что я
был на "Новороссийске"?! Я, кстати, никогда не делал из этого факта своей
биографии какой-то тайны, хотя и не афишировал. Знали родственники, друзья,
сотрудники по работе...
В печати о взрыве на линкоре до 90-х годов практически никакой информации не
было. Тема-то была запретной. Да что там говорить о прессе! В 1975 году я был в
Севастополе и задал экскурсоводу "провокационный" вопрос, знает ли он что-либо о
"Новороссийске". В ответ услышал: "Да, знаю, но нам запрещено о нем
рассказывать". Такое вот времечко было...
|
|
|
СЛУЖИТЬ НА "НОВОРОССИЙСКЕ" МЕЧТАЛИ МНОГИЕ
|
|
|
– Ну сейчас, слава Богу, время другое. Та давняя подписка о неразглашении,
которую вы давали в 1955 году, утратила силу, и, пожалуй, просто необходимо
вспомнить о тех далеких трагических событиях. Как вы попали на Черноморский
флот?
– Вот видите якорь на руке? (показывает татуировку). Я родился в Новоивановке
Камышевахского (теперь Ореховского) района. Даже и от Днепра далековато, не
говоря уже о море. А еще с детства мечтал связать свою жизнь с водой. Вот этот
самый якорь на руке вытатуировал старшеклассник нашей школы (конечно, по моей
просьбе) еще когда мне было 12 лет! Я даже собирался поступать в Запорожское
речное училище. Но родители все же убедили закончить среднюю школу.
В 1954 году проходил комиссию в военкомате. Там посмотрели, что в школе
занимался спортом, был комсоргом, характеристика и аттестат хорошие, да и
физические данные неплохие, вот и спросили: "Где хочешь служить?" Ответ был
однозначный: "Только на море!" Так и попал в Севастополь. В "учебке" пробыл
девять месяцев, получил специальность "машинист-турбинист БЧ-5". В начале
сентября 1955-го был направлен для дальнейшего прохождения службы на линкор "Новороссийск". Это было пределом мечтаний большинства молодых моряков – служить
на флагманском корабле черноморской эскадры!
– Как же встретили "старики" прибывшее пополнение?
– Нормально. Они и знакомили нас, молодых, с машинным отделением и самим
кораблем, ведь необходимо было досконально знать весь линкор. А "дедовщины" не
было, это я могу утверждать. Хоть и пробыл я на "Новороссийске" полтора месяца,
но за это время линкор выходил в море на отработку стрельб, а также по учебной
боевой тревоге.
28 октября 1955 года после учебных стрельб линкор ближе к вечеру возвратился в
Северную Севастопольскую бухту. Рядом с нашим линкором стояли еще несколько
крейсеров эскадры. До берега было метров 300-400. К полуночи на корабле все,
кроме вахтенных и дежурных, разошлись по кубрикам и каютам. А в 1 час 30 минут
прогремел взрыв в правой носовой части. Сразу же погасло освещение и отключилась
сигнализация. Уже позже я узнал, что в громадную, до 170 метров, пробоину в
днище с правого борта хлынула вода, а в кубриках она вовсю хозяйничала уже через
10 минут. Нам поступила команда задраить кубрики и выйти на верхнюю палубу.
– Николай Михайлович, может, вспомните, что чувствовали в те минуты?
– Пожалуй, мы до конца не осознавали той смертельной опасности, которая нависла
над нами и кораблем. Надеялись на благополучный исход. Поэтому чувства животного
страха у большинства моряков не было, иначе жертв было бы значительно больше.
Еще помню, что вахтенного, который стоял у гюйса (гюйс – флаг, который поднимают
на носу военных кораблей первого и второго рангов во время стоянки на якоре. –
А.Г.), отбросило взрывной волной за борт. Мы опустили шлюпку, чтобы поднять его
на линкор. А ведь могли на той шлюпке с раненым вахтенным плыть подальше от
корабля, добираться в госпиталь, и никто бы не упрекнул, ведь, так сказать,
спасали жизнь товарища...
А вода прибывала, и линкор продолжал крениться вначале на правый, а потом на
левый борт. Стало ясно, что еще немного – и будет поздно. Матросы начали прыгать
за борт. Я прыгнул буквально в последний момент, но успел отплыть от корабля
настолько, что не попал в образовавшуюся воронку водоворота. Спасло и то, что
ботинки были не зашнурованы, и уже в воде я сбросил их с ног... (Пауза).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"В ВОДЕ БЫЛО МЕСИВО МОРЯКОВ"
|
|
|
– Вы восстанавливаете в памяти те события?
– Я их никогда и не забывал. Но вот сейчас вдруг ощутил холод по телу, потому
что вспомнил, как один из утопающих схватил меня за ворот и стал тащить за собой
под воду. Даже не скажу точно, то ли я от него оторвался, то ли он все же
отпустил меня...
– А много людей было в воде?
– "Много" – это не то слово. Было месиво моряков, одетых в бушлаты. Они
барахтались, хватались друг за друга и шли на дно...
– Но вы сами говорили, что рядом с "Новороссийском" стояли еще несколько
крейсеров. Оттуда ведь пытались помочь?
– Да, с тех кораблей были посланы баркасы, катера и другие плавсредства. Они
подбирали и тех, кто умел плавать, и тех, кто из последних сил держался на воде.
Я же сам подплыл к баркасу, и меня втащили на палубу. (Вспомнил, что тогда даже
не ощутил, что вода холодная. А ведь был конец октября...).
Где-то минут через 30-40 отдышался, стал отходить, потом начал помогать матросам
вытаскивать людей из воды. Рассказываю вам это и понимаю, что ситуация для
улыбки неподходящая, но не могу забыть, как намучились здорово, пока втроем(!)
еле втащили на баркас далеко не худенького офицера. У него, бедного, аж брюки
лопнули по швам. Но главное, что спасли человека и, к счастью, не одного.
Потом был госпиталь, провалялся там дней 7-8. Товарищи по палате рассказывали,
что когда корабль перевернулся, внутри оставались живые. Их спасла так
называемая кислородная "подушка". Пленники "Новороссийска" стучали по
металлической поверхности. Спасатели, услышав стук, вырезали в металле отверстие
и вытащили моряков.
Точно не помню, но их как будто было трое. Этих ребят с кессонной болезнью
(болезненное состояние, возникающее у человека вследствие повышенного
атмосферного давления с последующим быстрым его снижением. – А.Г.) поместили в
наш госпиталь. Правда, я их не видел. А мысли в те дни были о ребятах нашего
кубрика. Надеялся на чудо, но понимал, что если и спаслись, то не все...
– Николай Михайлович, вам, наверное, пришлось участвовать в процедуре опознания
утонувших?
– Когда начала работать комиссия по расследованию причин аварии на линкоре,
меня, как и других, оставшихся в живых, послали опознавать сослуживцев. Тела
погибших находились в переоборудованных складских помещениях.
И врагу не пожелаешь такого: идешь вдоль длинных рядов с телами утонувших или
погибших от взрыва и пристально всматриваешься в их лица, пытаясь узнать своих
товарищей... Они мне потом и через годы снились... А опознал я только одного
машиниста из нашего кубрика. Фамилия у него была такая, что я до сих пор не
забыл, – Длябога...
Хоронили моряков на Центральном городском и на Братском кладбищах в Севастополе.
Родственников на похороны не пускали. Им только извещали, что их сын (или муж)
"геройски погиб на боевом посту..." Запретили и нам в письмах домой сообщать о
случившемся. Цензура за этим следила строго.
– А что было дальше?
– После госпиталя снова комиссия. Спросили: "Где хочешь продолжать службу?" Я
ответил: "По специальности". Так вот с ноябре 1955-го по июль 1958 года и служил
на крейсере "Куйбышев". Однажды в Севастополе случайно встретил своего младшего
брата Владимира. Оказывается, он тоже попал сюда служить, а я об этом даже и не
знал. Вот ведь как в жизни бывает!
Я ходил к начальству, просил, чтобы Владимира направили на "Куйбышев". Просьбу
удовлетворили, и мы два года прослужили вместе. Да, на крейсере были еще три машиниста-турбиниста с
"Новороссийска" – Рогозный, Калинский и его двоюродный
брат Полищук. (Их имена, к сожалению, уже не помню). Ну, а в июле 1958-го
демобилизовался.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"ДУМАЮ, ЭТО БЫЛ ТЕРАКТ"
|
|
|
– Как же сложилась ваша жизнь на "гражданке", Николай Михайлович?
– Это, наверное, только в книжках пятьдесят последующих лет можно уместить в
нескольких предложениях. А в жизни... Всякое бывало! Окончил Днепропетровский
сельхозинститут по специальности "бухгалтерский учет в сельскохозяйственных
предприятиях", затем – педагогический факультет сельскохозяйственной академии в
Киеве (кстати, с отличием). Работал бухгалтером, преподавателем в
сельскохозяйственном техникуме в Орехове, главным бухгалтером в различных
управлениях и трестах.
А еще – вырастил дочерей Ирину и Татьяну, обе работают сейчас в торговле.
Горжусь тем, что они такие замечательные дочери, жены и матери. У них хорошие
мужья – Виктор и Сергей. Уже и внуки, Виталий, Люда и Ваня, выросли, стали
самостоятельными людьми. В общем, считаю, что жизнь прожил не напрасно. Правда,
с годами чуть ли не постоянно мучит бессонница. Тогда часами перебираю свою
жизнь и, знаете, так часто мыслями возвращаюсь в ту октябрьскую ночь на
"Новороссийске"...
– Ну вот, Николай Михайлович! Я ведь специально перевел разговор на тему, не
связанную с трагедией на линкоре, понимая, что разбередил вам душу, а вы сами
возвратились к той "больной" теме. В таком случае (вы уж извините!) и мой
последний вопрос будет связан с "Новороссийском". Существует несколько версий
случившегося. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее правдоподобная?
– Много статей написано за последние лет десять о взрыве на линкоре, но наиболее
часто встречается версия о том, что это был террористический акт итальянских
подводных диверсантов, выполнивших приказ своего командования, которое не могло
смириться с мыслью, что корабль теперь принадлежит бывшим врагам. Думаю, так оно
и было. Надеюсь, что со временем вместо версий появятся официальные документы,
которые наконец "расставят точки над і". Надо, чтобы правда стала известна как
можно скорее. К этому обязывает память о каждом из 657 моряков, погибших при
аварии (или теракте?!).
– Хотя и был наш разговор о событиях трагических и печальных, но не хочется
заканчивать его на столь грустной ноте. Я знаю, Николай Михайлович, что летом вы
в кругу родных и близких будете отмечать свое 75-летие. Вот и есть повод от
имени читателей "Индустриалки" пожелать вам здоровья, благополучия, оптимизма.
– Спасибо, буду стараться!
|
|
|
СПРАВКА:
|
|
|
Линкор "Новороссийск" – бывший итальянский крупный корабль "Юлий Цезарь".
Строился на верфях в Генуе. Заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября
1911 года. Длина 186,4, ширина 26,6, средняя осадка – 10,4. Двигатели
обеспечивали скорость до 32 узлов (60 км в час). После войны по репарации был
передан Советскому Союзу. В феврале 1949 года на линкоре был поднят советский
военно-морской флаг. По полному штату на корабле было 1462 человека, из них 70 –
офицеры, 266 – старшины.
29 октября 1955 года на линкоре "Новороссийск" произошел взрыв. По данным,
приведенным газетой "Совершенно секретно" в 2008 году, список погибших в
результате взрыва, по все еще уточняющимся сведениям, насчитывает 657 человек.
|
|
|
|
|
|
Александр ГРОШЕВ ("ИЗ-Панорама"
от 16.04.2009). |
|
Обновлено:
26.05.2009 |
|
|