| 
26.05.2009 | 
Статья: 
Запорожец рассказывает реальную историю взрыва на линкоре "Новороссийск" 
 | 
 
   | 
| 
  | 
 Запорожец Николай Березняк вспоминает о взрыве на линкоре 
"Новороссийск", 
который ему удалось пережить  | 
  | 
| 
  | 
  | 
  | 
| 
  | 
 События, о которых пойдет здесь речь, произошли 53 года назад. Но даже через 
столько лет, несмотря на многочисленные публикации в СМИ, мы до сих пор знаем 
ничтожно мало об одной из самых загадочных катастроф ХХ века, повлекшей за собой 
многочисленные жертвы. 
   | 
  | 
| 
  | 
 
 Обстоятельства взрыва, который произошел ночью 29 октября 1955 года в бухте 
Севастополя на самом мощном советском корабле – единственном потенциальном 
морском надводном носителе атомного оружия – линкоре "Новороссийск", более 
полувека окутаны густой завесой тайны. Версий много, но так и нет однозначного 
ответа на вопрос: "Почему затонула самая крупная боевая единица советского 
военного флота?" 
 
В 1999 году газета "Факты" утверждала, что в Украине на то время проживали сто 
моряков с линкора "Новороссийск". 
 
Один из них – запорожец Николай Березняк, о котором в справке Центрального 
военно-морского архива Министерства обороны РФ дается следующая информация: 
 
"Согласно данным учетно-послужной карточки ф.4, Березняк Николай Михайлович, 
1934 года рождения, призванный Камышевахским РВК Запорожской области, с 10 
ноября 1954 года по июль 1958 года проходил службу в частях Черноморского флота, 
из них с 10 сентября 1955 года по 29 октября 1955 года – на линкоре 
"Новороссийск". 29 июля 1958 года уволен в запас и направлен в Камышевахский РВК 
Запорожской области". 
 
Остается только удивляться, что этот человек, живущий в Запорожье вот уже 50 
лет, раньше не попал в поле зрения запорожских журналистов. 
 
– Николай Михайлович, а почему вы сами не попробовали проявить инициативу и... 
 
– И что?! Прийти в редакцию газеты и сказать: "Напишите обо мне, потому что я 
был на "Новороссийске"?! Я, кстати, никогда не делал из этого факта своей 
биографии какой-то тайны, хотя и не афишировал. Знали родственники, друзья, 
сотрудники по работе... 
 
В печати о взрыве на линкоре до 90-х годов практически никакой информации не 
было. Тема-то была запретной. Да что там говорить о прессе! В 1975 году я был в 
Севастополе и задал экскурсоводу "провокационный" вопрос, знает ли он что-либо о 
"Новороссийске". В ответ услышал: "Да, знаю, но нам запрещено о нем 
рассказывать". Такое вот времечко было... 
   | 
  | 
| 
  | 
СЛУЖИТЬ НА "НОВОРОССИЙСКЕ" МЕЧТАЛИ МНОГИЕ 
  | 
  | 
| 
  | 
 – Ну сейчас, слава Богу, время другое. Та давняя подписка о неразглашении, 
которую вы давали в 1955 году, утратила силу, и, пожалуй, просто необходимо 
вспомнить о тех далеких трагических событиях. Как вы попали на Черноморский 
флот? 
 
– Вот видите якорь на руке? (показывает татуировку). Я родился в Новоивановке 
Камышевахского (теперь Ореховского) района. Даже и от Днепра далековато, не 
говоря уже о море. А еще с детства мечтал связать свою жизнь с водой. Вот этот 
самый якорь на руке вытатуировал старшеклассник нашей школы (конечно, по моей 
просьбе) еще когда мне было 12 лет! Я даже собирался поступать в Запорожское 
речное училище. Но родители все же убедили закончить среднюю школу. 
 
В 1954 году проходил комиссию в военкомате. Там посмотрели, что в школе 
занимался спортом, был комсоргом, характеристика и аттестат хорошие, да и 
физические данные неплохие, вот и спросили: "Где хочешь служить?" Ответ был 
однозначный: "Только на море!" Так и попал в Севастополь. В "учебке" пробыл 
девять месяцев, получил специальность "машинист-турбинист БЧ-5". В начале 
сентября 1955-го был направлен для дальнейшего прохождения службы на линкор "Новороссийск". Это было пределом мечтаний большинства молодых моряков – служить 
на флагманском корабле черноморской эскадры! 
 
– Как же встретили "старики" прибывшее пополнение? 
 
– Нормально. Они и знакомили нас, молодых, с машинным отделением и самим 
кораблем, ведь необходимо было досконально знать весь линкор. А "дедовщины" не 
было, это я могу утверждать. Хоть и пробыл я на "Новороссийске" полтора месяца, 
но за это время линкор выходил в море на отработку стрельб, а также по учебной 
боевой тревоге. 
 
28 октября 1955 года после учебных стрельб линкор ближе к вечеру возвратился в 
Северную Севастопольскую бухту. Рядом с нашим линкором стояли еще несколько 
крейсеров эскадры. До берега было метров 300-400. К полуночи на корабле все, 
кроме вахтенных и дежурных, разошлись по кубрикам и каютам. А в 1 час 30 минут 
прогремел взрыв в правой носовой части. Сразу же погасло освещение и отключилась 
сигнализация. Уже позже я узнал, что в громадную, до 170 метров, пробоину в 
днище с правого борта хлынула вода, а в кубриках она вовсю хозяйничала уже через 
10 минут. Нам поступила команда задраить кубрики и выйти на верхнюю палубу. 
 
– Николай Михайлович, может, вспомните, что чувствовали в те минуты? 
 
– Пожалуй, мы до конца не осознавали той смертельной опасности, которая нависла 
над нами и кораблем. Надеялись на благополучный исход. Поэтому чувства животного 
страха у большинства моряков не было, иначе жертв было бы значительно больше. 
Еще помню, что вахтенного, который стоял у гюйса (гюйс – флаг, который поднимают 
на носу военных кораблей первого и второго рангов во время стоянки на якоре. – 
А.Г.), отбросило взрывной волной за борт. Мы опустили шлюпку, чтобы поднять его 
на линкор. А ведь могли на той шлюпке с раненым вахтенным плыть подальше от 
корабля, добираться в госпиталь, и никто бы не упрекнул, ведь, так сказать, 
спасали жизнь товарища... 
 
А вода прибывала, и линкор продолжал крениться вначале на правый, а потом на 
левый борт. Стало ясно, что еще немного – и будет поздно. Матросы начали прыгать 
за борт. Я прыгнул буквально в последний момент, но успел отплыть от корабля 
настолько, что не попал в образовавшуюся воронку водоворота. Спасло и то, что 
ботинки были не зашнурованы, и уже в воде я сбросил их с ног... (Пауза). 
   | 
  | 
| 
  | 
 
   | 
  | 
| 
  | 
  | 
  | 
| 
  | 
"В ВОДЕ БЫЛО МЕСИВО МОРЯКОВ" 
  | 
  | 
| 
  | 
 – Вы восстанавливаете в памяти те события? 
 
– Я их никогда и не забывал. Но вот сейчас вдруг ощутил холод по телу, потому 
что вспомнил, как один из утопающих схватил меня за ворот и стал тащить за собой 
под воду. Даже не скажу точно, то ли я от него оторвался, то ли он все же 
отпустил меня... 
 
– А много людей было в воде? 
 
– "Много" – это не то слово. Было месиво моряков, одетых в бушлаты. Они 
барахтались, хватались друг за друга и шли на дно... 
 
– Но вы сами говорили, что рядом с "Новороссийском" стояли еще несколько 
крейсеров. Оттуда ведь пытались помочь? 
 
– Да, с тех кораблей были посланы баркасы, катера и другие плавсредства. Они 
подбирали и тех, кто умел плавать, и тех, кто из последних сил держался на воде. 
Я же сам подплыл к баркасу, и меня втащили на палубу. (Вспомнил, что тогда даже 
не ощутил, что вода холодная. А ведь был конец октября...). 
 
Где-то минут через 30-40 отдышался, стал отходить, потом начал помогать матросам 
вытаскивать людей из воды. Рассказываю вам это и понимаю, что ситуация для 
улыбки неподходящая, но не могу забыть, как намучились здорово, пока втроем(!) 
еле втащили на баркас далеко не худенького офицера. У него, бедного, аж брюки 
лопнули по швам. Но главное, что спасли человека и, к счастью, не одного. 
 
Потом был госпиталь, провалялся там дней 7-8. Товарищи по палате рассказывали, 
что когда корабль перевернулся, внутри оставались живые. Их спасла так 
называемая кислородная "подушка". Пленники "Новороссийска" стучали по 
металлической поверхности. Спасатели, услышав стук, вырезали в металле отверстие 
и вытащили моряков. 
 
Точно не помню, но их как будто было трое. Этих ребят с кессонной болезнью 
(болезненное состояние, возникающее у человека вследствие повышенного 
атмосферного давления с последующим быстрым его снижением. – А.Г.) поместили в 
наш госпиталь. Правда, я их не видел. А мысли в те дни были о ребятах нашего 
кубрика. Надеялся на чудо, но понимал, что если и спаслись, то не все... 
 
– Николай Михайлович, вам, наверное, пришлось участвовать в процедуре опознания 
утонувших? 
 
– Когда начала работать комиссия по расследованию причин аварии на линкоре, 
меня, как и других, оставшихся в живых, послали опознавать сослуживцев. Тела 
погибших находились в переоборудованных складских помещениях. 
 
И врагу не пожелаешь такого: идешь вдоль длинных рядов с телами утонувших или 
погибших от взрыва и пристально всматриваешься в их лица, пытаясь узнать своих 
товарищей... Они мне потом и через годы снились... А опознал я только одного 
машиниста из нашего кубрика. Фамилия у него была такая, что я до сих пор не 
забыл, – Длябога... 
 
Хоронили моряков на Центральном городском и на Братском кладбищах в Севастополе. 
Родственников на похороны не пускали. Им только извещали, что их сын (или муж) 
"геройски погиб на боевом посту..." Запретили и нам в письмах домой сообщать о 
случившемся. Цензура за этим следила строго. 
 
– А что было дальше? 
 
– После госпиталя снова комиссия. Спросили: "Где хочешь продолжать службу?" Я 
ответил: "По специальности". Так вот с ноябре 1955-го по июль 1958 года и служил 
на крейсере "Куйбышев". Однажды в Севастополе случайно встретил своего младшего 
брата Владимира. Оказывается, он тоже попал сюда служить, а я об этом даже и не 
знал. Вот ведь как в жизни бывает! 
 
Я ходил к начальству, просил, чтобы Владимира направили на "Куйбышев". Просьбу 
удовлетворили, и мы два года прослужили вместе. Да, на крейсере были еще три машиниста-турбиниста с 
"Новороссийска" – Рогозный, Калинский и его двоюродный 
брат Полищук. (Их имена, к сожалению, уже не помню). Ну, а в июле 1958-го 
демобилизовался. 
   | 
  | 
| 
  | 
 
   | 
  | 
| 
  | 
  | 
  | 
| 
  | 
"ДУМАЮ, ЭТО БЫЛ ТЕРАКТ" 
  | 
  | 
| 
  | 
 – Как же сложилась ваша жизнь на "гражданке", Николай Михайлович? 
 
– Это, наверное, только в книжках пятьдесят последующих лет можно уместить в 
нескольких предложениях. А в жизни... Всякое бывало! Окончил Днепропетровский 
сельхозинститут по специальности "бухгалтерский учет в сельскохозяйственных 
предприятиях", затем – педагогический факультет сельскохозяйственной академии в 
Киеве (кстати, с отличием). Работал бухгалтером, преподавателем в 
сельскохозяйственном техникуме в Орехове, главным бухгалтером в различных 
управлениях и трестах. 
 
А еще – вырастил дочерей Ирину и Татьяну, обе работают сейчас в торговле. 
Горжусь тем, что они такие замечательные дочери, жены и матери. У них хорошие 
мужья – Виктор и Сергей. Уже и внуки, Виталий, Люда и Ваня, выросли, стали 
самостоятельными людьми. В общем, считаю, что жизнь прожил не напрасно. Правда, 
с годами чуть ли не постоянно мучит бессонница. Тогда часами перебираю свою 
жизнь и, знаете, так часто мыслями возвращаюсь в ту октябрьскую ночь на 
"Новороссийске"... 
 
– Ну вот, Николай Михайлович! Я ведь специально перевел разговор на тему, не 
связанную с трагедией на линкоре, понимая, что разбередил вам душу, а вы сами 
возвратились к той "больной" теме. В таком случае (вы уж извините!) и мой 
последний вопрос будет связан с "Новороссийском". Существует несколько версий 
случившегося. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее правдоподобная? 
 
– Много статей написано за последние лет десять о взрыве на линкоре, но наиболее 
часто встречается версия о том, что это был террористический акт итальянских 
подводных диверсантов, выполнивших приказ своего командования, которое не могло 
смириться с мыслью, что корабль теперь принадлежит бывшим врагам. Думаю, так оно 
и было. Надеюсь, что со временем вместо версий появятся официальные документы, 
которые наконец "расставят точки над і". Надо, чтобы правда стала известна как 
можно скорее. К этому обязывает память о каждом из 657 моряков, погибших при 
аварии (или теракте?!). 
 
– Хотя и был наш разговор о событиях трагических и печальных, но не хочется 
заканчивать его на столь грустной ноте. Я знаю, Николай Михайлович, что летом вы 
в кругу родных и близких будете отмечать свое 75-летие. Вот и есть повод от 
имени читателей "Индустриалки" пожелать вам здоровья, благополучия, оптимизма. 
 
– Спасибо, буду стараться! 
   | 
  | 
| 
  | 
СПРАВКА: 
  | 
  | 
| 
  | 
  Линкор "Новороссийск" – бывший итальянский крупный корабль "Юлий Цезарь". 
Строился на верфях в Генуе. Заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 
1911 года. Длина 186,4, ширина 26,6, средняя осадка – 10,4. Двигатели 
обеспечивали скорость до 32 узлов (60 км в час). После войны по репарации был 
передан Советскому Союзу. В феврале 1949 года на линкоре был поднят советский 
военно-морской флаг. По полному штату на корабле было 1462 человека, из них 70 – 
офицеры, 266 – старшины. 
 
29 октября 1955 года на линкоре "Новороссийск" произошел взрыв. По данным, 
приведенным газетой "Совершенно секретно" в 2008 году, список погибших в 
результате взрыва, по все еще уточняющимся сведениям, насчитывает 657 человек. 
   | 
  | 
| 
  | 
  | 
  | 
| 
  | 
Александр ГРОШЕВ ("ИЗ-Панорама" 
от 16.04.2009). | 
  | 
Обновлено: 
26.05.2009 | 
  | 
  |