|
Акция «Купуй запорізьке» поможет крупным компаниям и загонит в угол мелких
производителей
Три цифры, озвученных в ноябре прошлого года инициаторами программы «Покупай
запорожское!", действительно заставили задуматься. В типичном небольшом магазине
Запорожья из 15 тысяч видов товара только 60 позиций (0,4 процента) —
запорожские. Тогда нас призвали: «Будьте патриотами, покупайте запорожское!"
Нашим патриотизмом мы действительно поможем заработать. Но не только запорожским
товаропроизводителям.
Программу «Покупай запорожское!" рассчитали на год. Уже сейчас формируется клуб
товаропроизводителей, которые будут учувствовать в акции и пользоваться единым
логотипом «Покупай запорожское!". В апреле-мае, по словам инициатора этого
движения и председателя правления союза предпринимателей «Порада» Ирины Лех, мы
увидим сайт, буклеты со списками местных товаропроизводителей, программу на
местном канале и билборды.
Дать объявление
Позже появятся специальные ценники на запорожских товарах с логотипом «Покупай
запорожское!". Если все эти мероприятия нас убедят и мы дружно будем покупать
наше, то увеличим объемы производства запорожских товаров, появятся новые
рабочие места, вырастут зарплаты, пополнится местный бюджет:
Но я, например, придя в любимый супермаркет, не могу купить то, чего не вижу, в
частности, запорожские товары. Почему?
Ведь местных товаропроизводителей по пальцам не пересчитать. Нас вполне могут
кормить, поить, обувать, одевать, мыть, нам строят, чистят, делают мебель,
возят: «Мида», «Селена», «Сладко», «Крем Розет», «Юджения», «Кремнийполимер»: А
«Запорожсталь», «Айс», «Урожай»? Это лишь небольшая часть известных брендов. Мы
все их знаем, да и видим — только редко. Куда уходит остальная часть запорожских
товаров?
Предприятия покрупней занимаются экспортом продукции за границу. Например, та же
«Селена», по словам председателя ее правления Юрия Ружина, 80 процентов одежды
экспортирует в Европу. Еще мы занимаем рынки в других регионах. Перед мелкими и
средними товаропроизводителями стоит другая проблема: осваивая местный рынок,
они не могут зайти в крупные торговые сети, где, по сути, делают покупки 70
процентов граждан. «Чтобы войти в супермаркет, нужны очень большие суммы, —
говорит и.о. начальника отдела сбыта ООО «Балта» (ТМ «Криниця») Оксана
Логвиненко. — Для нас, местных товаропроизводителей, нет скидок, напротив, мы
должны оплачивать всякие бонусы. Когда кредитования нет, работать с
супермаркетами могут немногие. Мы работали с крупными торговыми сетями, но у
нас, в основном, розничная торговля. Руководство неоднократно обращалось к
городской власти по поводу помощи местным товаропроизводителям, введению
каких-то льгот для нас, но безрезультатно».
Вместо того, чтобы решать проблему с заходом в супермаркеты, «Покупай
запорожское!" будет работать все с теми же маленькими магазинчиками, где
запорожское есть. Что изменится для таких местных производителей? Ничего.
А вот для предприятий покрупнее результат будет — это отличный вариант урезать
обычный рекламный бюджет (15 тысяч гривень в месяц) до двух-трех. Поэтому именно
маркетинговая стратегия больше всего заинтересовала предпринимателей, пожелавших
войти в клуб товаропроизводителей. «Сообща можно сделать то же самое, только за
меньшую сумму. По нашим оценкам, общая реклама под общим логотипом будет
вчетверо дешевле», — говорит Ирина Лех.
Чтобы вступить в этот клуб, надо немного: быть запорожским товаропроизводителем
и платить взносы. Сначала небольшие. «Все будет зависеть от количества
предпринимателей в клубе. Если их будет десять, то по 10 000 гривень, если 100 —
по тысяче, условно говоря. Мы изначально решили, что членский взнос должен быть,
но еще не определили сумму. Сначала это будут не заоблачные цифры. Например,
сейчас это 2000 гривень», — говорит Ирина Лех.
Если сейчас эти суммы приемлемы, то дальше, по мнению предпринимателей, не
пожелавших вступать в клуб, они будут постоянно расти: «Сейчас в этот клуб
приглашают всех, и взносы там небольшие, — говорит анонимный предприниматель, —
но у меня, например, небольшое производство и я все равно не могу столько
платить. Создав свой запатентованный логотип, раскрутив его на общественных
началах, они будут принимать в свой элитный клуб только за большие деньги. Для
нас ситуация, наоборот, станет еще хуже. Например, если мое предприя-тие — не в
клубе, то потребитель будет думать, что мою продукцию не стоит покупать. Значит,
мне нужно либо платить взносы, либо на мою продукцию упадет спрос».
Выходит, эта программа будет помогать одним и уничтожать других? Рассчитывать на
такой исход рано. О программе говорят четыре месяца, ровно столько же меняется
концепция и пути достижения. А может, ее и вовсе не будет?
На что местным производителям можно рассчитывать сейчас? 6 марта правительство
приняло закон о 13-процентной госпошлине на импорт. Все импортные товары
вырастут в цене, спрос на них станет меньше и завозить их будут реже. Возможно,
по этой причине запорожских товаров действительно станет больше.
Что мы производим?
"Стелси» — кондитерские изделия.
"Крем Розет» — кондитерские изделия.
"Айс» — мороженое.
ТМ «2х2» — полуфабрикаты.
ТМ «Хортичанка» — хлебобулочная продукция.
"Мастер» — школьная одежда, принадлежности.
"Сардоникс» — мед.
"Биол» — кухонные принадлежности, посуда.
ЧП Петракова — крупы.
"Запоріжжя-Млин» — мука.
"Зебра» — жареные семечки.
"Кванта-Плюс» — фарфоровая и стеклянная посуда, пластмассовые изделия.
МТЦ-Запорожье — профессиональная кухонная мебель и инвентарь.
"Система» — производство и переработка масличных культур.
"Ольф» — хлебобулочные изделия, полуфабрикаты из слоеного теста.
"Олком» — молочная продукция.
Пологовский МЭЗ — подсолнечное масло.
"Славутич» — пиво, безалкогольные напитки, минеральные воды.
"Сладко» — вареные колбасы, копчености.
ТМ «Криниця» — минеральная вода.
"Вилена» — пельмени, пицца, вареники, блинчики, мороженое.
ТМ «Хлебодар» — хлебобулочная продукция.
ТМ «Хортица» — алкоголь.
"Селена» — женская и мужская одежда.
"Мида» — женская и мужская обувь.
"Инструмент» — режущий инструмент.
"Запорожец» — подсолнечная халва Халсан.
"Инстор» — изделия из дерева, кухонная посуда, инвентарь.
"Irikos» — упаковочные материалы.
Мы спросили
Нужна ли Запорожью эта акция?
Евгений Карташов, мэр Запорожья:
- Это положительная акция, потому что она касается развития нашей
продовольственной базы, того, что мы производим у себя. Но сегодня надо работать
с другими государствами, и тут я придерживаюсь одной позиции. Мы должны
обязательно открыть наши границы для того, чтобы нашу продукцию поставлять в
другие страны. У нас внутреннего потребления — 40 процентов, и если этого не
сделать, мы просто обречены.
Юрий Ружин, депутат облсовета,председатель правленияООО «Селена»:
- Я был одним из основоположников этой идеи, и следует сказать, что она имеет
право на существование, только если ее поддержит власть.
Сказано!
Запорожское — в приоритете
Евгений Черняк, владелец ТМ «Хортиця»:
- Всегда отдаю приоритет запорожскому: ем хлеб «Хлебодара», ношу пальто, сшитое
в «Селене», покупаю бытовую технику в «Ост-Весте», украшения в подарок в
«Золотом веке», люблю продукцию Запорожской кондитерской фабрики и живу в
квартире, построенной «Константой». У нас в разработке программа: мы хотим
собраться всеми запорожскими известными брендами, провести «круглый стол» и
посмотреть, что мы можем заказывать друг у друга. Региональный протекционизм —
единственное, что поможет выйти из кризиса побыстрей.
Как у других?
«Покупай винницкое!" началось раньше
В Виннице проект «Покупай винницкое!" начался в конце прошлого года под эгидой
винницкого горсовета. «Он включал в себя несколько этапов, — рассказала
начальник управления по делам СМИ и связи с общественностью Алиса Масловская. —
На рождественские праздники городские власти провели ярмарки, где представили
продукцию исключительно винницких товаропроизводителей. В Экспоцентре нашей
торговой палаты неоднократно проходили выставки, кулинарный фестиваль. Мы
пробовали вешать логотипы «Покупай винницкое!" на наши товары и работать с
супермаркетами. Сотрудничать с последними так и не получилось. Массово акция не
пошла. Предприятия согласились участвовать в ней, но пассивно. Крупные
предприятия не заинтересованы участвовать в социальной рекламе — общих роликах
на телевидении и на бигбордах. Они блоками покупают рекламу на украинских
телеканалах. А решить проблему для средних и мелких предпринимателей так и не
удалось. Единственное, что прошло очень хорошо — ярмарки. Производители остались
довольны, что у них купили много товара по себестоимости, а покупатели — низкими
ценами».
Ольга Приходько
Автор: Вадим ЕРЧЕНКО ("Истеблишментт"
от
12.03.2009)
|
.. |