22.03.2009

Статья: Бизнес на Запорожском дубе

 

 

Акция «Купуй запорізьке» поможет крупным компаниям и загонит в угол мелких производителей

Три цифры, озвученных в ноябре прошлого года инициаторами программы «Покупай запорожское!", действительно заставили задуматься. В типичном небольшом магазине Запорожья из 15 тысяч видов товара только 60 позиций (0,4 процента) — запорожские. Тогда нас призвали: «Будьте патриотами, покупайте запорожское!" Нашим патриотизмом мы действительно поможем заработать. Но не только запорожским товаропроизводителям.

Программу «Покупай запорожское!" рассчитали на год. Уже сейчас формируется клуб товаропроизводителей, которые будут учувствовать в акции и пользоваться единым логотипом «Покупай запорожское!". В апреле-мае, по словам инициатора этого движения и председателя правления союза предпринимателей «Порада» Ирины Лех, мы увидим сайт, буклеты со списками местных товаропроизводителей, программу на местном канале и билборды.


Дать объявление

Позже появятся специальные ценники на запорожских товарах с логотипом «Покупай запорожское!". Если все эти мероприятия нас убедят и мы дружно будем покупать наше, то увеличим объемы производства запорожских товаров, появятся новые рабочие места, вырастут зарплаты, пополнится местный бюджет:

Но я, например, придя в любимый супермаркет, не могу купить то, чего не вижу, в частности, запорожские товары. Почему?

Ведь местных товаропроизводителей по пальцам не пересчитать. Нас вполне могут кормить, поить, обувать, одевать, мыть, нам строят, чистят, делают мебель, возят: «Мида», «Селена», «Сладко», «Крем Розет», «Юджения», «Кремнийполимер»: А «Запорожсталь», «Айс», «Урожай»? Это лишь небольшая часть известных брендов. Мы все их знаем, да и видим — только редко. Куда уходит остальная часть запорожских товаров?

Предприятия покрупней занимаются экспортом продукции за границу. Например, та же «Селена», по словам председателя ее правления Юрия Ружина, 80 процентов одежды экспортирует в Европу. Еще мы занимаем рынки в других регионах. Перед мелкими и средними товаропроизводителями стоит другая проблема: осваивая местный рынок, они не могут зайти в крупные торговые сети, где, по сути, делают покупки 70 процентов граждан. «Чтобы войти в супермаркет, нужны очень большие суммы, — говорит и.о. начальника отдела сбыта ООО «Балта» (ТМ «Криниця») Оксана Логвиненко. — Для нас, местных товаропроизводителей, нет скидок, напротив, мы должны оплачивать всякие бонусы. Когда кредитования нет, работать с супермаркетами могут немногие. Мы работали с крупными торговыми сетями, но у нас, в основном, розничная торговля. Руководство неоднократно обращалось к городской власти по поводу помощи местным товаропроизводителям, введению каких-то льгот для нас, но безрезультатно».

Вместо того, чтобы решать проблему с заходом в супермаркеты, «Покупай запорожское!" будет работать все с теми же маленькими магазинчиками, где запорожское есть. Что изменится для таких местных производителей? Ничего.

А вот для предприятий покрупнее результат будет — это отличный вариант урезать обычный рекламный бюджет (15 тысяч гривень в месяц) до двух-трех. Поэтому именно маркетинговая стратегия больше всего заинтересовала предпринимателей, пожелавших войти в клуб товаропроизводителей. «Сообща можно сделать то же самое, только за меньшую сумму. По нашим оценкам, общая реклама под общим логотипом будет вчетверо дешевле», — говорит Ирина Лех.

Чтобы вступить в этот клуб, надо немного: быть запорожским товаропроизводителем и платить взносы. Сначала небольшие. «Все будет зависеть от количества предпринимателей в клубе. Если их будет десять, то по 10 000 гривень, если 100 — по тысяче, условно говоря. Мы изначально решили, что членский взнос должен быть, но еще не определили сумму. Сначала это будут не заоблачные цифры. Например, сейчас это 2000 гривень», — говорит Ирина Лех.

Если сейчас эти суммы приемлемы, то дальше, по мнению предпринимателей, не пожелавших вступать в клуб, они будут постоянно расти: «Сейчас в этот клуб приглашают всех, и взносы там небольшие, — говорит анонимный предприниматель, — но у меня, например, небольшое производство и я все равно не могу столько платить. Создав свой запатентованный логотип, раскрутив его на общественных началах, они будут принимать в свой элитный клуб только за большие деньги. Для нас ситуация, наоборот, станет еще хуже. Например, если мое предприя-тие — не в клубе, то потребитель будет думать, что мою продукцию не стоит покупать. Значит, мне нужно либо платить взносы, либо на мою продукцию упадет спрос».

Выходит, эта программа будет помогать одним и уничтожать других? Рассчитывать на такой исход рано. О программе говорят четыре месяца, ровно столько же меняется концепция и пути достижения. А может, ее и вовсе не будет?

На что местным производителям можно рассчитывать сейчас? 6 марта правительство приняло закон о 13-процентной госпошлине на импорт. Все импортные товары вырастут в цене, спрос на них станет меньше и завозить их будут реже. Возможно, по этой причине запорожских товаров действительно станет больше.
Что мы производим?

"Стелси» — кондитерские изделия.

"Крем Розет» — кондитерские изделия.

"Айс» — мороженое.

ТМ «2х2» — полуфабрикаты.

ТМ «Хортичанка» — хлебобулочная продукция.

"Мастер» — школьная одежда, принадлежности.

"Сардоникс» — мед.

"Биол» — кухонные принадлежности, посуда.

ЧП Петракова — крупы.

"Запоріжжя-Млин» — мука.

"Зебра» — жареные семечки.

"Кванта-Плюс» — фарфоровая и стеклянная посуда, пластмассовые изделия.

МТЦ-Запорожье — профессиональная кухонная мебель и инвентарь.

"Система» — производство и переработка масличных культур.

"Ольф» — хлебобулочные изделия, полуфабрикаты из слоеного теста.

"Олком» — молочная продукция.

Пологовский МЭЗ — подсолнечное масло.

"Славутич» — пиво, безалкогольные напитки, минеральные воды.

"Сладко» — вареные колбасы, копчености.

ТМ «Криниця» — минеральная вода.

"Вилена» — пельмени, пицца, вареники, блинчики, мороженое.

ТМ «Хлебодар» — хлебобулочная продукция.

ТМ «Хортица» — алкоголь.

"Селена» — женская и мужская одежда.

"Мида» — женская и мужская обувь.

"Инструмент» — режущий инструмент.

"Запорожец» — подсолнечная халва Халсан.

"Инстор» — изделия из дерева, кухонная посуда, инвентарь.

"Irikos» — упаковочные материалы.
Мы спросили

Нужна ли Запорожью эта акция?

Евгений Карташов, мэр Запорожья:

- Это положительная акция, потому что она касается развития нашей продовольственной базы, того, что мы производим у себя. Но сегодня надо работать с другими государствами, и тут я придерживаюсь одной позиции. Мы должны обязательно открыть наши границы для того, чтобы нашу продукцию поставлять в другие страны. У нас внутреннего потребления — 40 процентов, и если этого не сделать, мы просто обречены.

Юрий Ружин, депутат облсовета,председатель правленияООО «Селена»:

- Я был одним из основоположников этой идеи, и следует сказать, что она имеет право на существование, только если ее поддержит власть.
Сказано!

Запорожское — в приоритете

Евгений Черняк, владелец ТМ «Хортиця»:

- Всегда отдаю приоритет запорожскому: ем хлеб «Хлебодара», ношу пальто, сшитое в «Селене», покупаю бытовую технику в «Ост-Весте», украшения в подарок в «Золотом веке», люблю продукцию Запорожской кондитерской фабрики и живу в квартире, построенной «Константой». У нас в разработке программа: мы хотим собраться всеми запорожскими известными брендами, провести «круглый стол» и посмотреть, что мы можем заказывать друг у друга. Региональный протекционизм — единственное, что поможет выйти из кризиса побыстрей.
Как у других?

«Покупай винницкое!" началось раньше

В Виннице проект «Покупай винницкое!" начался в конце прошлого года под эгидой винницкого горсовета. «Он включал в себя несколько этапов, — рассказала начальник управления по делам СМИ и связи с общественностью Алиса Масловская. — На рождественские праздники городские власти провели ярмарки, где представили продукцию исключительно винницких товаропроизводителей. В Экспоцентре нашей торговой палаты неоднократно проходили выставки, кулинарный фестиваль. Мы пробовали вешать логотипы «Покупай винницкое!" на наши товары и работать с супермаркетами. Сотрудничать с последними так и не получилось. Массово акция не пошла. Предприятия согласились участвовать в ней, но пассивно. Крупные предприятия не заинтересованы участвовать в социальной рекламе — общих роликах на телевидении и на бигбордах. Они блоками покупают рекламу на украинских телеканалах. А решить проблему для средних и мелких предпринимателей так и не удалось. Единственное, что прошло очень хорошо — ярмарки. Производители остались довольны, что у них купили много товара по себестоимости, а покупатели — низкими ценами».

Ольга Приходько


Автор: Вадим ЕРЧЕНКО  ("Истеблишментт" от 12.03.2009)
 

..
  Дополнительно:  

В тему:


Статьи:
10.03.09. Владимир Артемьев: "Тина Кароль тырила у Саши Панайотова хлеб"
01.03.09. Запорожские производители: кто они и что производят?  - "Знай наших!"
12.12.08. Элитные особняки запорожцев на берегах Днепра
17.10.08. Ющенко в Запорожье. Рушниковый период (+ Фото)
05.10.08. Проекты застройки Запорожья (от 2008 года)
12.02.08. Зал горсовета обновили на... 2 миллиона (фоторепортаж)
11.05.07. "Масти запорожской власти"
 
     
(Обновлено: 22.03.2009)