|
Кино уходит в прошлое: на смену
кинотеатрам пришли церкви и бары
Синема, синема, от тебя мы без ума! На заре кинематографа киносеансы имели такой
ошеломляющий успех, что приносили владельцам огромные прибыли. Иметь в городе
собственный иллюзион, а то и несколько, считалось верхом престижа. В начале XX
века в Александровске на средства «Общества попечителей народной трезвости» был
построен Народный дом (будущий кинотеатр имени Ленина, — ред.), с которым и
связано появления кинематографа в нашем городе. Именно в Народном доме начали
демонстрироваться первые киносеансы, вызвавшие в периферийном городке настоящий
ажиотаж. Через пару лет в Александровске появилось еще три иллюзиона — «Лотос»,
«Модерн» и «Чары», посещение которых было сродни выходу в высший свет.
Синема, синема, от тебя мы без ума!
На заре кинематографа киносеансы имели такой ошеломляющий успех, что приносили
владельцам огромные прибыли. Иметь в городе собственный иллюзион, а то и
несколько, считалось верхом престижа. В начале XX века в Александровске на
средства «Общества попечителей народной трезвости» был построен Народный дом
(будущий кинотеатр имени Ленина, — ред.), с которым и связано появления
кинематографа в нашем городе. Именно в Народном доме начали демонстрироваться
первые киносеансы, вызвавшие в периферийном городке настоящий ажиотаж. Через
пару лет в Александровске появилось еще три иллюзиона — «Лотос», «Модерн» и
«Чары», посещение которых было сродни выходу в высший свет.
Вспомним всех поименно
К концу 50-х годов в Запорожье работало уже около десятка само-стоятельных
кинотеатров и более двух десятков киноустановок. Любимыми местами посещения были
кинотеатр имени Ленина вместе с летним кинотеатром, кинотеатр имени Гоголя,
«Авангард», «Заря», «Днепр», «Октябрьский», «Малютка» и «Хроника», в котором
чаще всего шли документальные ленты. Тогда, впрочем, во всех кинотеатрах сеанс
начинался с хроники, документального фильма о достижениях советского народа, или
со всеми любимого сатирического киножурнала «Фитиль», разоблачавшего бракоделов,
тунеядцев, расхитителей народного добра и других вредителей народного хозяйства.
В начале 60-х сеть кинотеатров в Запорожье продолжала развиваться. Советские
архитекторы любили встраивать кинотеатры прямо в жилые дома. Так в 1961 году по
проспекту Ленина вместе с жилым домом был построен первый кинотеатр с двумя
кинозалами — «Зiрка», а чуть позже заработал еще один двухзаль-ный кинотеатр —
«Комсомолец». Первый в городе широкоформатный кинотеатр имени Довженко открыл
свои двери для первых посетителей в 1964 году. Уютный зрительный зал на 800
мест, оснащенный самым большим в городе экраном (18,5 на 8,5 метра — ред.),
наполнился зрителями, и запорожцы увидели первый широкоэкранный фильм
«Крепостная актриса», который демонстрировали целых три месяца.
Вообще, это были золотые времена «десятой музы». Век телевидения еще не наступил
и в кино ходили, как на праздник. Рабочая молодежь после трудового дня
отправлялась в городские кинотеатры, где перед сеансами играл оркестр, выступали
самодеятельные коллективы, а детвору из школы в обязательном порядке раз в
неделю водили на детские киносеансы (детский билет стоил 10 копеек — ред.).
Так сколько же всего работало кинотеатров в нашем городе? Согласно информации в
газете «Запорiзька правда» за февраль 1967 года, в Запорожье было около 30
кинотеатров и более 35 профсоюзных киноустановок. В 70-80-е годы появились
новые, более современные кинотеатры — «Родина» (в здании КЗ имени Глинки, —
ред.), «Космос» и «Победа». Впоследствии некоторые кинотеатры переименовали
(например, кинотеатр им. Гоголя стал «Ровесником»), очень старые и неуютные
(«Хроника» и «Днепр») — закрыли, но большинство кинотеатров успешно работали до
начала нашей так называемой независимости. Правда, к концу 70-х кинозритель стал
более переборчив. Если раньше ходили на любой фильм, то теперь стали выбирать —
что посмотреть и где. В кинопрокат, кроме «наших» фильмов, стали поступать
зарубежные киноленты: Голливуд медленно, но уверенно просачивался на советский
кинорынок. Так что кинозритель вместо набивших оскомину «Кубанских казаков» или
«Трактористов» валом шел на «Фантомаса» и «Тарзана».
Куда, куда вы подевались?
Ныне, чтобы пойти в кино, выбор у запорожцев небольшой. Подавляющее большинство
кинотеатров нашего славного города благополучно канули в Лету. В конце 1991 года
кинотеатры перешли в коммунальную собственность города и, став объектами аренды,
оказались ловушкой для своих арендных коллективов. Пик же их гибели пришелся на
конец 90-х, когда пришел в упадок весь кинобизнес и с нашими кинотеатрами
случилось то, что происходило везде. Недостаток финансирования практически
парализовал киноотрасль. Подорожали билеты, люди перестали ходить в кино.
Изменились даже правила демонстрации кинофильмов: если в зале находилось хотя бы
три зрителя, сеанс начинался.
А тут еще у кинематографа появились счастливые конкуренты: видео, компьютерная
паутина. Как только ни ухищрялись коллективы кинотеатров, чтобы выжить —
устраивали молодежные дискотеки, ставили в фойе игровые автоматы, бильярдные
столы, открывали кафе, сдавали в аренду помещения, начали продавать поп-корн.
Большинству это так и не помогло.
Из более чем 30 кинотеатров Запорожья «в живых» осталось только пять — имени
Довженко, «Зiрка», имени Маяковского, кинозал ДК «Хортицкий» и самый «молодой»
кинотеатр «Байда». Почти все они — в центре города. Стоит упомянуть еще
кинодрайв «У Сэма». И хотя кинотеатром это новонавороченное заведение можно
назвать с трудом, у молодежи оно пользуется успехом.
Что же стало с остальными зданиями «десятой музы»? «Остров..." дотошно искал по
Запорожью старые кинотеатры, но некоторых так и не нашел — на их месте либо уже
совсем другие заведения, либо руины, либо поросшая травой земля. Благополучно
почили в Бозе летний кинотеатр «Мир», находившийся в районе бульвара Шевченко, и
«Авангард», что был на Павло-Кичкасе: их просто стерли с лица земли бульдозером.
Пять кинотеатров (бывших, кстати, как и все кинотеатры, в коммунальной
собственности, — ред.) отошли к церковнослужителям. В кинотеатрах «Южный» и
«Первомайский» в Космическом микрорайоне, кинотеатре «Заря» в Осипенковском,
кинотеатре имени Шевченко, что в Шевченковском районе, и в ДК имени Энгельса на
Верхней Хортице сегодня уже не смотрят кино, а молятся.
Маленький и уютный кинотеатр «Украина», любимое место студентов индустриального
института, превратился в клуб-кафе «Виконт», когда-то элитный кинотеатр «Родина»
— в ресторан «Баден-Баден», а популярный у запорожской детворы «Ровесник» стал
шахматным клубом «Думка».
Под замком нынче сравнительно не старые помещения кинотеатров «Космос»
(Космический микрорайон) и «Победа» (Хортицкий микрорайон). В первые годы
«незалежностi» кинотеатр «Космос» держался на плаву благодаря тому, что в его
здании размещалось кафе «Таисия», где можно было спокойно играть в нарды, а по
вечерам — посмотреть стриптиз. Кафе до сих пор там находится, но кинотеатр это
не спасло. Будущее и «Космоса», и «Победы» просматривается так же, как туманный
Альбион. Одно известно — помещения этих двух кинотеатров городские власти уже
неоднократно закладывали в залог известному запорожскому банку, что, скорее
всего, будет делаться еще не раз.
Долгое время была туманной судьба и самого старого в городе кинотеатра имени
Ленина. По нашим данным, в 1999 году здание кинотеатра из коммунальной
собственности выкупила коммерческая компания «Корвет», которая после проведения
проектных работ обещала сделать там самый современный в городе кинотеатр. В 2005
году, согласно обещаниям, заведение должно было открыться. Ныне на улице октябрь
2006-го, у здания поменялось несколько хозяев, а «открыться» так и не наступило.
С десяток лет уже не функционирует как кинотеатр «Комсомолец». До последнего
времени в нем обитали более десятка арендаторов, а с конца лета в здании
начались строительно-ремонтные работы. Говорят, там тоже объявился хозяин,
который обещает устроить в бывшем кинотеатре современный
культурно-развлекательный центр.
Давно перестали показывать кино в разнообразных Домах культуры нашего города,
большинство из которых закрыты или проданы новым хозяевам и превращены во что
угодно, только не в заведения, имеющие отношение к культуре и кинематографу,
которых, подобно героям знаменитого романа Маргарет Митчелл, унесло в небытие
ветром перемен.
|
|