07.04.2011

Статья: Коммунальное рабство запорожцев

 

 

Лифты­убийцы, "золотая" вода, дырявые крыши – далеко не полный список "подарков" от коммунальщиков. От них вас не избавит даже создание общества совладельцев домов
 

 
 

С 2008 года Запорожье "штормит" реформированием системы жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы на квартплату высчитывались индивидуально для каждого дома и составляли от одной до десяти гривен за квадратный метр. Нововведение чиновники объясняли желанием провести, наконец, ремонт, на который ранее не хватало средств. Но с тех пор прошло около трех лет. А порядка в домах запорожцев так и не наблюдается
 

 
 

Дома есть, жизни нет

 
 

Прорвавшая канализация, гниющая крыша или крысы в подвале уже стали нормой для многих домов нашего города. К сожалению, нормой стало и бездействие коммунальщиков, которое не просто расстраивает, а порой доводит до агрессии бедных жильцов. Ведь за все это "удовольствие" им приходится еще и платить! На фоне растущих тарифов за коммуслуги, многие горожане возмущены бездействием ЖЭКов. Но пробуют решать проблемы собственного дома сами. Правда, сделать жизнь комфортнее не всегда удается – этому препятствуют все те же коммунальные службы.
– Я живу в своей квартире с 1978 года. Сейчас у нас разрушаются балконы, трескаются стены, протекает крыша. Жители верхних этажей во время дождя ведрами собирают воду, стекающую с люстр! – возмущается Владимир Родин, проживающий по улице Военстрой.
По его словам, "вода с неба" – это еще не все проблемы родного дома. Зимой из-за некачественного отопления он вынужден мерзнуть. Ежегодные "заморозки" в квартире Владимиру Родину надоели, и он захотел установить у себя автономное топление. Но тепловики не разрешили ему это сделать.
– Ведь если все, кто вынужден зимой мерзнуть в своих квартирах откажется от услуг Концерна "Городские тепловые сети" и перейдет на "автономку", что ж тогда будет делать Концерн? – рассуждает Владимир. – Кому станет продавать свое баснословно дорогое "тепло"?

Кроме некачественного отопления, запорожцы сталкиваются еще с целой горой проблем, решение которых порой доходит до казусов. Так, многим приходится по 5-10 минут спускать холодную воду из "горячего" крана, чтобы дождаться ее пригодной для купания температуры. С такой ситуацией, например, столкнулся житель дома №25а по улице Комарова Виктор Васильевич.

– У нас из кранов течет не горячая вода, а еле теплая. Я постоянно вызываю комиссию, которая составляет соответствующий акт о низкой температуре воды, и мне выполняется перерасчет. Я узнал, что есть счетчики горячей воды, которые считают только воду с температурой выше +50 градусов по Цельсию. И решил установить такой у себя дома, – говорит Виктор Васильевич.

Мужчина не поленился съездить в Киев, в министерство ЖКХ, чтобы взять перечень счетчиков, разрешенных к установке в стране. Из этого списка он выбрал счетчик немецкого производства, но специалисты "Теплосетей" заявили, что установить данный прибор нельзя.

– Почему нельзя, мне никто не объясняет. Ведь по закону данный прибор занесен в государственный перечень измерительной техники, – недоумевает Виктор Васильевич.

На наш вопрос о запрете на установку экономически выгодного счетчика горячей воды директор Концерна "ГТС" ответил, что нужно разобраться, обращался с такой просьбой человек в Концерн или нет.

– Эти счетчики устанавливаются в многоквартирных домах, а в отдельных квартирах их ставить невыгодно. Они стоят очень дорого, их не все могут себе позволить. И если уж человек может потратить лишние деньги, то пусть лучше купит водонагреватель, – почему-то не по сути сказал Сергей Фомич.
 

 
 

Качество услуг падает, тарифы растут

 
 

Это далеко не полный список некачественных услуг, которые запорожцы получают от ЖЭКов. Горы мусора, ямы на внутриквартальных дорогах, отсутствие детских площадок во дворах, протекающая канализация в подвалах домов, грызуны и тараканы в квартирах – всего этого "добра" хватает в наших домах. Но, несмотря на это, коммунальные тарифы для запорожцев из года в год только растут. Например, вода, которую Запорожье берет из Днепра, стала для горожан "золотой". Сотрудники КП "Водоканал" говорят, что цена на воду растет из-за кредитного договора городских властей с Европейским банком развития и реконструкции (от 1999 года). Но, по условиям этого договора, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения должны были вырасти всего на 90 процентов в течение 2000-2002 года.
– В 2002 году общий тариф на водоснабжение и водоотведение составлял 0,61 гривни за кубический метр. К 2010 году тариф вырос до 7,51 гривен. Тогда как с учетом всех поправок он должен быть порядка 3,11 гривен за кубический метр. Получается, что он завышен минимум в 2,4 раза! – считает Людмила Шик, доцент кафедры "Учет и аудит" экономического факультета Запорожского национального университета.

По ее мнению, в тариф коммунальщики включили не только проценты по кредиту, который они выплачивают ЕБРР. Но даже резерв на безнадежную задолженность, которая существует у горожан.

Отдельного разговора заслуживают запорожские лифты. Казалось бы, трагическая гибель беременной Яны Лепехиной должна была заставить коммунальщиков привести в порядок подъемники. Но не тут-то было.

– СП "Укрбеллифт", которое занимается обслуживанием большинства запорожских лифтов, как и раньше, находится в руках Олега Дорофеева (начальника городского управления коммунального хозяйства), Галины Охрименко (бывшего начальника того же управления) и Дунямила Саатова (депутата горсовета) – рассказал Федор Гузий, директор ООО "Запорожлифтсервис-3". – В их фирме даже нет монтеров, они пользуются услугами приходящих специалистов. Кроме того, они сами у себя принимают выполнение работ, хотя зачастую ремонты выполнены некачественно.

Но главной проблемой является схема, по которой получают деньги фирмы по обслуживанию лифтов.

– Мы просили, чтобы строку "Обслуживание лифтов" выделили из общего тарифа на содержание дома. Коммунальщики сделать это отказались. И теперь практически у каждого ПРЭЖО есть огромные долги перед нами, лифтовиками. Получить их можно только по решению суда, – говорит Федор Гузий. – Я еще Карташову говорил, что коммунальщики врут по поводу состояния запорожских лифтов. И сейчас продолжают врать Сину. Я хотел организовать мастерскую по ремонту запчастей к лифтам, но мою инициативу не поддержали. Хотя отремонтированные запчасти стоили бы в 10-20 раз дешевле новых! Недавно Дорофеев заявил о полной замене 200 лифтов. На мой вопрос "Куда делись детали со старых, но рабочих подъемников", Дорофеев ответил, что их … утилизировали. Это просто смешно, – говорит Федор Гузий.
 

 
 

Зарплата за "просто так"

 
 

В конце марта мэр города Александр Син спрашивал Олега Дорофеева, начальника управления по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, куда уходят деньги у ПРЭЖО. Как пример, городской голова взял новостройку по проспекту Юбилейному, 41. С жителей девятиэтажки коммунальщики ежемесячно взимают оплату за свои услуги в сумме 3,35 гривни за квадратный метр. За какие именно услуги – и для жителей этого дома, и для городского головы оказалось загадкой. Никаких ремонтных работ в доме не происходит, уборку в подъезде и замену лампочек люди делают сами. Разве что дворник во дворе подметает, да и то нечасто. На вопрос: "Куда же уходят деньги?" Олег Дорофеев ответил просто: "На зарплату сотрудникам ПРЭЖО". Но, простите, за что платить зарплату, если свою работу жилищники не выполняют? На этот вопрос тоже нашелся достаточно прозаичный ответ: "Денег на проведение каких-либо работ не хватает – ведь все уходит на выплату зарплат!" Разве это не парадокс? Мэр так и не смог доказать начальнику управления жилищного хозяйства, что зарплату сначала нужно заработать.
 

 
 

ОСМД не решит всех проблем

 
 

Запорожцам, уставшим бороться с бездействием ЖЭКов, городские власти предложили альтернативу. Еще пару лет назад жителям высоток стали настойчиво рекомендовать создавать ОСМД (общества совладельцев многоквартирных домов) и отказываться от услуг ЖЭКов. Мол, тогда запорожцы сами будут руководить своим домом, делать в нем ремонты и собирать квартплату. Но эта идея до сих пор не может прижиться в умах горожан. Ведь по прошествию пяти лет в городе создали только около 80 таких объединений. И с каждым годом желающих создать в своем доме ОСМД все меньше. Например, за весь прошлый год в Запорожье появилось только одно новое ОСМД.

Причины такого нежелания просты – горожане не хотят брать на баланс разваливающиеся дома с гниющими крышами и подвалами. Но именно такое "наследие" нам после своей работы оставляют ЖЭКи. Те же счастливчики, которым все-таки достался дом после капремонта, признаются, что им приходится по-новому его ремонтировать. И решать массу других проблем, которые городская власть попросту переложила на их плечи.

Например, ОСМД "Добробут", которое создали жители дома № 1 по ул. Цитрусовой, сегодня считается одним из самых старых в городе. Оно возникло еще в 2007 году.

– Когда мы создавали ОСМД, нам обещали сделать капитальный ремонт дома, – рассказывает заместитель председателя дома Нина Сербина. – Из казны города действительно выделили деньги на ремонт. Но все, на что их хватило – перекрыть крышу в один слой и поменять в подвале трубы отопления, горячей и холодной воды. Потом, уже за свои деньги, мы полностью переоборудовали щитовые, поставили на подвалы металлические двери, закрыли выходы на крышу. Мы сделали за свой счет детскую площадку.

Понятно, что такой дополнительный ремонт не потребовал у жильцов много средств. Но позже ОСМД "Добробут" столкнулись с большими проблемами. Например, с долгами жителей квартир своего дома. Несмотря на то, что ОСМД установило квартплату, которая в разы ниже, чем сегодня нам предлагают ЖЭКи (полторы гривни за квадратный метр жилой площади), ее все равно платят не все жильцы. Кроме того, у жителей дома накопились громадные долги за отопление.

– Сначала мы заключили с концерном "Городские теплосети" общий договор. То есть, делали отчисления по теплу за весь дом, – говорит Нина Сербина. – И у нас сразу накопились огромные долги, порядка 50 тысяч гривен, потому что слишком много жильцов не платили за тепло. Сейчас уже мы перешли на индивидуальные договоры, то есть каждый житель дома самостоятельно заключил договор с Концерном.

Что стало с теми долгами, которое накопило ОСМД раньше? Часть из них по-прежнему числится за "Добробутом". Нина Сербина соглашается, что фактически они ложатся на плечи всех членов ОСМД, то есть всех жителей дома. Даже тех, которые исправно платят. Бороться же с неплательщиками в доме решили с помощью судов, и на нескольких человек уже подали иски. Но многие такие судебные процессы тянутся уже не первый год. Что будет делать ОСМД, если из-за "висящих" долгов не сможет оплатить ту или иную услугу?

– Что ж, будем задерживать зарплаты своему штату сотрудников. Но рассчитываться перед поставщиками услуг нам придется, – признается зампредседателя.

Выходит, что жильцам домов, которые создали ОСМД, достаются не только прелести хозяйствования, но и гора проблем. Начиная от самоуправства некоторых жильцов – до долгов по квартплате, которые ложатся на плечи всех проживающих в доме. По сути, нынешние ОСМД становятся теми же ЖЭКами. Только от проблем дома теперь будет "болеть голова" не у городской власти, а у самих жильцов.

Выходом в подобной ситуации могло бы стать создание домовых комитетов. Как пояснил юрист юридического бюро "Советникъ" Денис Штабовенко, домовые комитеты работают на правах общественных организаций. При этом жидьцам дома не обязательно брать на баланс свой дом. Тем не менее, домовой комитет вполне может отслеживать качество услуг, которые предоставляют коммунальщики. Правда, из 400 созданных в Запорожье комитетов, в городе работает всего десять. Видимо, у горожан не хватает времени, сил и терпения вести неравный бой с поставщиками коммунальных услуг – ЖЭКами, Концерном "ГТС", "Водоканалом"...
 

 
     
 

Автор: Ольга Приходько, Наталья Захарова, Яна Миланова ("Суббота+", 07.04.2011 г.)
 

 
     
(Обновлено: 21.04.2011)