02.02.07 Восхождение на Тибет с запорожскими предпринимателями

 

 

Несколько представителей запорожского бизнеса, достигнув в коммерции определенных вершин, бросили вызов могущественным Гималаям

.
 


Еще десять лет назад трудно было представить, чтобы люди бизнеса искали некие духовные истины. Сейчас все иначе: семь человек — четверо мужчин и три женщины — оставив налаженный бизнес, отправились в сложную и опасную экспедицию, на поиски внутренних непокоренных вершин. Подробности этого увлекательного путешествия нам рассказал непосредственный участник восхождения, эзотерический психолог, руководитель студии "Человек, познай себя" Леонид Номеровский.


В ТИБЕТ ЧЕРЕЗ ИНДИЮ

— Экспедиция в Гималаи стала возможной только потому, что ей предшествовала другая экспедиция. В конце 2005-го года я с владельцем супермаркетов "Кит" Тимом Самарским, бизнесменами Дмитрием Черновым и Валерием Ватулиным поехали в Индию. Несмотря на сложности, неустроенность, грязь, отсутствие гида, поездка оказалась революционной для нашего сознания. Поэтому, когда минувшей весной мне позвонил Тим Самарский и предложил поезду в Тибет, я страшно обрадовался. Именно Тим стал идеологом этой поездки – подготовил маршрут и собрал людей. Группа состояла из семи запорожцев, двух киевских коммерсантов и пяти днепропетровцев. Запорожье, кроме меня, представляли Тим Самарский, Дима Чернов с супругой, чета Санджилевских — Наташа и Игорь (владельцы магазина "Серп и молот" и магазинов одежды) и Ирина Яценко — учредитель журнала "VIP-клуб".
Планировалась не просто туристическая поездка, нам было предложено совершить кору — обход вокруг священной горы Кайлас. В индуизме и буддизме она называется Меру и считается центром мира. Тибетцы верят, что, если 108 раз обойти Кайлас — сразу уйдешь в нирвану*.
Я о Тибете даже мыслить не смел. Еще пол века назад за проникновение в Тибет иностранцев ждала верная смерть. Тибетское княжество было абсолютно изолировано от внешнего мира. Для европейцев двери Тибета отворились лишь в начале третьего тысячелетия.


ИСПЫТАНИЕ КАЙЛАСОМ

— В описаниях Елены Блавацкой, Рерихов, других европейцев, посетивших Тибет, говорится, что восхождение на Тибетское плато— чрезвычайно тяжелое испытание.

— Кайлас — испытание скорее внутреннее, чем внешнее. Это некий особый духовный прорыв. Проверка холодом нас миновала, был май, и снег лежал только на перевале. Главная трудность состояла в приступах горной болезни. Недостаток кислорода расстраивает все функции организма. Бывают скачки кровяного давления, головные и прочие боли, тошнота, даже рвота, прихватывает сердце, сильная слабость. Возможны даже психические расстройства.
За нами следовал целый эскорт шерпов*, это очень гордый и красивый народ.
Они нам готовили чесночный суп, чтобы хоть немного снять синдром горной болезни, но это слабо помогало. Мы сосали валидол, но почти неделю сильно страдали. Некоторые мучились до такой степени, что я опасался не просто за здоровье, а за жизнь участников экспедиции. Люди лежали буквально полумертвые. Но когда нужно было идти на кору — все собрались и пошли. Для выполнения коры нам предстояло взять перевал в 5700 метров: ветер, снег, сугробы. Но прошли все.
Хотя все ребята из нашей группы — альпинисты со стажем, мы, к своему огромному удивлению, оказались очень слабо подготовлены к восхождению на Тибет. Было невероятно тяжело.

— Священные книги гласят: тот, кто прошел через Кайлас, уже никогда не будет прежним. Вы после восхождения изменились?

— Тибетское плато — это несколько миллионов километров абсолютно безжизненной каменной пустыни. Более сурового и потрясающе красивого места я никогда не видел, хотя много где побывал. С тибетского плато открывается весь гималайский хребет. На высоте около пяти тысяч метров находятся несколько восьмитысячников вряд. От такого зрелища необыкновенно расширяется сознание, рушатся старые идеалы и представления о жизни.

— Как вы думаете, зачем этим, купающимся в роскоши, господам и дамам такие сложности? Могли бы сидеть дома, наслаждаться концептуальным дизайном или курить кальян, а они лезут на самые опасные горы планеты.

— Я считаю, что бизнесмены, достигшие настоящего успеха, — люди очень развитые, неординарные и целеустремленные. Как только они прикасаются к духовным энергиям, происходит преображение. Я лично наблюдал это на своих спутниках и понимал — наступает новое время, ведь духовные энергии никогда не впустят в свое поле чужака. Конечно, у нас есть криминальный бизнес, и его представителям все это чуждо. Но сегодня нельзя сравнивать 1996-ой и 2007-ой года. Бизнес, в какой бы стране он не находился, может быть жестоким и отбирающим, но может быть и благотворным. По бизнесменам, с которыми меня сводит жизнь, я вижу — все идет к добру.


ТАЙНА СВЯЩЕННОГО ОЗЕРА

— Насколько дорогое удовольствие — путешествовать в Гималаи?

— Поездка обошлась в сумму около пяти тысяч долларов на человека, не считая ежедневных расходов.

— Очень много разговоров в прессе и по телевизору о целебных свойствах тибетской пищи. О каше под именем "тсампа" или чае "масала" твердят все, кому не лень. На вас тибетская кухня произвела впечатление?

— Что касается тсампы — это ячменная мука с ячьим маслом и какими-то корешками-специями. Я пробовал праздничную тсампу в Индии у монахов Дхарамсалы, она очень вкусная, это настоящее лакомство. В Тибете не довелось — тсампа абсолютно буддистский ритуальный продукт, а сегодня на Тибете мало буддизма. Тибетский чай мы пили и в Индии в резиденции Далай-ламы, и на Тибете. Это очень жирный, подсоленный напиток, похожий на бульон.

— Но утверждают, что это не просто чай. Дескать, выпив его, можно несколько дней обходится без пищи и бодро шагать по горам..

— Возможно, подготовленному человеку, тибетцу-паломнику он и поможет, но европейцу — сомневаюсь. Тибетцы вообще очень аскетичны и религиозны. Мы наблюдали, как совершали кору вокруг священного озера Манасаравар три тибетские женщины. Они своими телами буквально простирались, отмеряя более 80-ти километров: в специальных кожаных фартуках распластывались и ползли, читая мантры, вставали и снова простирались. Потрясающее зрелище.
Но все же, несмотря на присутствие настоящей духовности, люди в Тибете за последнее время сильно деградировали. Китайское вторжение наложило свой отпечаток. В той части Тибета, где мы были, — запустение и бедность, кажется, только столичная Лхаса процветает. По сравнению с тем, что мы видели, Украина купается в роскоши. Но цена этому — абсолютная замена тибетской самобытности китайской культурой.

— Есть ли у вас какое-то особое тибетское впечатление, буквально потрясшее вас?

— Очень сильное переживание произошло со мной, когда я окунался в воды священного горного озера Манасаравар. Оно находится на высоте 4700 метров, красоты необыкновенной. Представьте: в озеро течет вода с ледников и плавают льдины, а мы в него окунались. Это очень тяжелое физическое испытание.
После поездки мы все стали другими. Многие активно занялись благотворительностью. Тим взял в аренду Дворец Молодежи, ремонтирует за свой счет, собирается предоставлять его для встреч с интересными людьми. Недавно пригласил в Запорожье одного из российских лам, ученика непальского гуру, чуть раньше – индуистского брамина. Многие бизнесмены сейчас смотрят в сторону Востока. Раньше просто помогали церкви, а теперь более широко смотрят на религию и ощущают — Бог един, а отличия придумали люди.

— Планируете еще какие-то совместные поездки??

— Точно знаю, что еще поеду в Индию — это неисчерпаемая страна. Мечтаю о Таиланде, возможно, увижу его грядущей осенью.

 


 

  Словарь:  
  *Нирвана — в буддизме: состояние высшего блаженства, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений — слияние с божеством.
*Шерпы — тибетская народность
 
     
  Илона НАНЫКИНА  (журнал от 29.01.07)
 

 
 

вариант статьи предоставлен для ZaБора