26.09.05 "Дни финского кино в Запорожье"

 

Кто бы мог подумать, что в Финляндии кроме одноименной водки выпускают еще и хорошие кинофильмы. Конечно, могли. Даже подумали. Поэтому приходили в кинотеатр Довженко с 20 по 24 сентября. И я там был, сок, "Pepsi" пил…

20.09.05. Пришел, сел, жду. Ждут все. Где-то без двадцати семь начинается торжественное открытие: фанфары, праздничные речи, благодарность "Артхаус Трафику" и так далее. Затем лекция Ларисы Николаевны Изюминки, профессионального финниста, естественно о Финляндии, а также о нашем городе-побратиме Лахти. Был и блиц-опрос с вручение призов в виде бесплатных абонементов на весь фестиваль. Я старался, но так и не дал ни одного правильного ответа. Видно, не подкован был в вопросах о финнах и их холодной родине. Но, я же не за этим сюда пришел. Наконец гаснет свет, и начинается кино…
"Страна любви" оказалось очень интересным и несущим положительный заряд произведением (таким же, как и последующие две картины). Это история о проблеме финского расизма и о любви. Главный герой, уроженец Финляндии, Томас для написания научной работы о расизме проводит свободное время, преображаясь в Омара – иммигранта из Ингушетии. Однажды, в момент такой вот "национальной" трансформации он встречает девушку. Искра симпатии перерастает в пламя любви, но Томас ведь не Омар. Вокруг этого собственно и вращается весь сюжет. Кино воспринимается очень легко и доставляет массу удовольствия, причем финны в банальную, на первый взгляд, любовную комедию сумели органично ввести социальную проблематику и избежать свойственные жанру клише и штампы.

21.09.05. Пришел, сел, жду. Гаснет свет, и начинается очередное произведение северных кинематографистов. Картина "Против ветра" сродни показанной в первый день фестиваля. Это снова комедия. И опять же о любви. Плюс имеем новую социальную тематику: проблему взаимодействия среднего класса и общественного дна. Молодая семейная пара, занимающая центральное место в структуре общества, решает экстремально отдохнуть, отправившись в тур под названием "Месяц безработицы". Они передают своему тур-агенту ключи от авто и дома, паспорта, кредитные карты и другие неотъемлемые аксессуары представителей среднего класса. И вот они в своей новой квартире в неблагополучном районе города. Поначалу все идет как надо, герои получают свою порцию счастья от процесса социализации, пока не решают позвонить своему тур-агенту, который на самом деле оказывается обычным мошенником. С одной стороны, это, вызывающая улыбку, комедия о состоятельных людях, попавших не в свое окружение. С другой, кино о внутрисемейных взаимоотношениях. Закончилось же все отнюдь не так, как я ожидал, изначально ассоциирую фильм с "Игрой", за что финнам огромное украинское спасибо.

22.09.05. Пришел, сел, жду с нетерпением. Гаснет свет, и, о чудо, начинается… "Плохие парни" зацепили меня больше всего. Первоклассный образчик кинематографа вообще, составляющий конкуренцию своим заокеанским сотоварищам. История о четырех братьях, оставшихся без матери и воспитанных отцом-психопатом, поражает простотой и, в то же время, глубиной затронутого социально-психологического пласта. Это смесь нескольких жанров, причем коктейль получился до нереальности убедительным. Сюжетные элементы криминально-комедийного стиля переплелись здесь с острой социальной оптимистической трагедией, поэтому, как мне кажется, не было ни одного равнодушного зрителя, вышедшего в этот вечер из кинотеатра. А динамичные, причем уместные, спецэффекты и музыкальное сопровождение только добавили этой картине дополнительные баллы. История братьев Далтон рулит программой фестиваля однозначно, и может быть смело добавлена в коллекцию любого киномана.

23.09.05. Пришел, сел, жду с нарастающим каждую секунду нетерпением. После всего увиденного за три дня финского кино, не хватает фантазии представить сегодняшнее. Мечты-мечты… Гаснет свет. Начало. Название "Собачий педикюр" настораживает, и не зря. На экране люди в военной форме. Год 1941. Русско-финская война. Неужели, так любимая мною, военно-историческая драма? Похоже на то. Делаю глоток сока, не отрывая взгляда от разворачивающейся сцены боевых действий. Взрывы, свист пуль, крики раненных и умирающих. Наш герой Мэртси с трофейным ППШ на перевес… получает пулю в голову. Вот и все. Военно-историческая часть заканчивается, так и не начавшись, даря нам полтора часа нудных мытарств Мэртси. Так он же пулю то в голову? "Крепки финны", - скажу я вам, друзья. Парень ослеп на один глаз и сошел с ума. Причем, казалось бы, хорошая идея, кино об инвалиде войны, но такое, похоже, получается только у наших и западных кинематографистов. История о желании Мэртси сделать педикюр собаке своего друга, сама по себе не плоха, но не для полнометражного кино, а для 15-минутной короткометражки. Попытка же создать финский вариант грумовского "Фореста Гампа" на этот раз не увенчалась успехом. В этот день я вышел из кинотеатра слегка разочаровавшимся, хотя общее впечатление от кино осталось довольно-таки положительным.

24.09.05. Пришел, сел, жду. В этот раз взял пиво. Не зря взял. "Невеста седьмого неба" заставила меня задуматься над смыслом профессии журналиста. Нет, оно не о нас. Просто стоит ли скромный журналистский гонорар полуторачасового акта вивисекции? Я сидел и смотрел, а люди потихонечку покидали зал. Но я вытерпел. "Невеста седьмого неба" - кино не простое, в первую очередь для нас, украинцев. Так как до конца понять сугубо финское, наполненное специфическим символизмом и коренным традиционализмом, кино смогла, наверное, только вышеупомянутая Лариса Николаевна. Но это только часть проблемного восприятия данной картины. Напрягала также сама манера подачи картинки, потому что сменяющие друг друга статические кадры заставляли активно бороться со сном и вызывали вопрос о влиянии поздне-балабановского кино на финнов (или наоборот). Сюжет вроде бы и интересен, но постоянные flashback’и главной героини, похоже, только путали, и без того несчастного, зрителя. Не говоря уже о похожести (в виду национальной принадлежности) всех без исключения персонажей. Да уж, "хорошее" завершение великолепного фестиваля. Когда в зале включили свет, зрители с облегчением аплодировали.
Вердикт. За эти пять дней сентября мы убедились в том, что финны делают хорошее и профессиональное кино. Мы посмотрели пять разных картин, и у каждого сложилось свое собственное мнение, которое, я думаю, у всех нас осталось положительным. Финское кино контрастирует с коммерческими продуктами западного и отечественного кинематографа. Финское кино снимается не по правилам (в хорошем смысле), и поэтому получается не заштампованным и не предсказуемым. Финское кино снимается со вкусом и уместно сочетает в себе все кино-составляющие…

Фестиваль удался! Удался, даже, несмотря на трудности перевода, который иногда превращал звукоряд фильма в синтез воспринимаемого подсознанием финского с бёрджессовским арго (а именно: английские субтитры и русский перевод с заметным опозданием и выпадением отдельных слов и целых предложений). Хотя, я все равно отдаю должное организаторам фестиваля за перевод, потому что без него круг зрителей сузился бы исключительно до англо-говорящей аудитории. Да и вообще, спасибо кинотеатру Довженко и компании "Артхаус Трафик" за замечательный кинофестиваль, который все равно выигрывает у "Непростого кино" (фестиваля русского артхауса), проведенного, если я не ошибаюсь, в начале июня этого года.


 
Иван Марасин

Специально для ZаБора
 

Большой P.S. Спасибо кинотеатру Довженко за предоставленную возможность просмотра программы кинофестиваля!