ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ



У многих современных свадебных традиций очень старинные (а иногда и странные) корни. Если вам интересно откуда берут начало те или иные традиции на современной восточно-украинской свадьбе, тогда читайте.

Воровство туфельки Раньше туфельку не воровали. У невесты просили померить туфельку её не­замужние подружки. И когда примерка за­канчивалась, та девушка, которой туфель­ка была впору, просила жениха выкупить обувку своей жены за определённую плату. Таким обра­зом, проверялось насколько состоя­телен и богат был жених. Подружек невесты или обсы­пали конфетами, или награждали подарками, или слёзно просили вернуть туфельку "за про­сто так". Туфельку обязательно возвраща­ли невесте, но этот момент был очень ва­жен для жениха. О нём ещё долго говорили после свадьбы: богатый он или бедный, добрый или злой, щедрый или скряга. Выку­пом за туфельку традиционно считались конфеты, пряники и ленточки. Ведь на Укра­ине ленточки в косах носили только неза­мужние девушки.

Похищение невесты Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры "межи селы": во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.

Букет невесты Считается, что бросание свадебного букета - это чисто американский обычай, хотя некоторые эксперты предлагают, что американцы подсмотрели этот обряд на еврейских свадьбах. Но и на Украине существовала подобная традиция. Невеста передавала свой праздничный цветочный венок (в будущем, превратившийся в фату) дружке, которая, по идее, должна была следующей выходить замуж; позднее появился обычай, бросать венок в толпу девчат. Та девушка, которая поймала венок, считалась претенденткой на роль следу­ющей невесты. В течение года должна была состоятся следующая свадьба. Если девуш­ка не хотела замуж, то она и не выходила в строй невест-претенденток.

"Каравай" Всегда молодожёнов встречали ро­дители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иерогли­фом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального бла­гополучия. Ароматный каравай на столе озна­чал постоянную готовность к приёму гостей. был знаком божественного покровит­ельства и оберегом от враждебных сил. Ло­моть хлеба клали в колыбель для защиты младенца, -брали с собой в дорогу - чтобы охранял. Буханка хлеба, каждый кусок и да­же крошка воплощали судьбу человека. Считалось, что от обращения с ними зави­сят сила, здоровье и удача. К хлебу всегда относились трепет­но, с уважением. Его сажали в печь в тиши­не. Пока он там находился, громко не разговаривали, не мели пол. В противном слу­чае он "испугается", начнет "капризни­чать" и не удастся. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом - КАРАВАЕМ! Каравай обязательно украшают ко­лосьями пшеницы, олицетворяющей бла­гополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины - символ детородности семьи. И не случайно кара­вай украшают двумя сплетёнными кольца­ми, как символы верности друг другу. Коль­цо не имеет ни начала, ни конца. Это сим­вол бесконечности, вечной любви. Давая обет верности, друг другу, молодые обме­ниваются коль­цами.

"Горько!" Раньше на Руси свадьбы играли во время свободное от сельскохо­зяйственных работ - зимой. Когда жених с дружками, сватами и всей своей свитой при­ходили забирать невесту, родственники и друзья невесты сооружали во дворе невес­ты большую снежную горку, которую облива­ли водой. Горка превращалась в неприступ­ную крепость, на вершине которой в окруже­нии подруг стояла невеста. Под крики прису­тствующих "горка" жених с друзьями соору­жали живой мост, по которому взбирались на вершину и, прорывая живое кольцо из подру­жек невесты, брали приступом эту "кре­пость". Жених целовал невесту, а его друзья её подружек. Вся ватага скатывалась с горки и свадьба продолжалась. Горки уже не сооружают, а вот слово "горка" транс­формировалось в "Горько!" и стало тради­ционным.

"Шишки" Это такие булочки, которые раздают гостям. Эта традиция пришла из Западной Украины. На воротах дома, где проходила свадьба вешалась гилка (ветка ели) и ее, приходящие гости, должны были чем-то украсить: подвязать ленточку, повесить шишку, игрушку. Когда все гости собирались, гилку снимали и шли процессией с ней по селу. Чем богаче была украшена гилка, тем больше самодовольства это вызывало у родителей жениха и зависти у соседей. Когда же гости расходились, каждый должен был забрать с собой одну из "шишек". Чем меньше "шишек" оставалось на елке, тем дольше должны были прожить вместе молодожены. Со временем, этот обряд переродился в раздачу специально испеченных "шишек" гостям уже уходящим с праздника, чтоб все их забрали домой и не одной не оставили молодым.

Слово "свадьба", а также - венки, обручальные кольца, покрывала (вуали и фата), соединение рук, свечи, свадебные подарки и пр. – все это пришло к нам из Древней Греции и Рима. Так, например, в Риме – Венера была покровительницей браков (союзов любви), называлась Suada и Babia (свада и бабка). "Свада" – свадьба, а в слове "бабка" легко прослеживается сходство с бабой.

Венчание Слово "суженый" идет от слова "судьба", которая посылает невесте жениха. Слово "невеста" означает "неизвестная", "неведомая", т.к. по русскому обычаю жених мог видеть девушку только после венца, в качестве новобрачной, как впрочем, и она его. Ведь оба молодые сочетались браком не по своей воле, а родительской. Поэтому ВЕНЧАНИЕ в старину называли Судом Божим, т.к. видели в этом обряде сочетание молодых людей навеки, до могилы, возлагая свои надежды на Бога, который Сам ПРИСУЖДАЕТ им брачный венец.



Составил Константин Алексеенко