12.11.05 "Фестиваль фильмов ужасов "Бесконечный кошмар". День второй: чуть получше"

 

Ты говоришь я – демон, так и есть,
Со мною не видать тебе удачи.
Навеки моё дело зло и месть,
Для демона не может быть иначе…
"Некромант", Король и Шут


Именно этими словами замечательной питерской рок-группы встретило меня фойе кинотеатра Довженко в этот не по осеннему холодный и ветреный вечер. Это сразу же вселило в меня по-лукасовски "новую надежду". Сегодня, администрация кинотеатра подарила всем пришедшим маленький сюрприз: хоррор-расколбас под жесткие гитарные рифы "КиШ’а" и при участии костюмированных персонажей, стилизованных под Хэллоуин. Только вот почему-то на приглашения потанцевать с ними наотрез отказывались все, а я?.. А что я. Я просто стоял, кивая головой в такт знакомым уже многие годы мелодиям. По завершении первой праздничной части, действия перенеслись непосредственно в зал, где все, ответившие на вопросы блиц-викторины, могли принять участие в нескольких довольно-таки развеселых конкурсах. Особенно уморительным оказался финальный твистер, правила которого мало кто из присутствующих в зале знал, а уж участвующие и подавно. Но делу время, а потехи час. Тьма опустилась на зал, предлагающий нашему вниманию очередное хоррор-творение…

29 октября. "Инфекция".

Жанр: почти трэшевый хоррор
Режиссер: Масаюки Очиаи
В ролях: Коичи Сато, Моко Морука, Масанобу Такашима, Широ Сано, Кахо Минами
Производство: Япония, 2004
Продолжительность: 98 мин.
Перевод: русский дубляж

Вот вам и "J-Horror Theatre", вот вам и "от создателя хоррор-фильмов "Звонок" и "Проклятье". Что ж такое получается? Что создатели после двух невероятно стрёмных и полных саспэнса кинолент, написавших новую страницу в жанре фильмов ужасов, облажались? Что весь этот понт по поводу "J-Horror’а" оказался всего лишь неплохим PR-ом, выезжающим на все тех же "Звонках" и "Проклятьях"? Вопросов много. Вразумительного ответа пока что нет. А вот факты, то есть просмотренные фильмы налицо.

Сюжетец. Районная больница. Пациент, погибающий по причине халатного и непрофессионального отношения работников этого медицинского заведения. И привезенная каталка, оставленная в приемке парамедиками, с умирающим от неизвестной болезни человеком. Болезни, которая растворяет тело, и которое передается не каким-нибудь воздушно-капельным путем, а через сознание…

Мерзость. Именно это характеризует данное произведение, ведь его не страшно смотреть, оно просто омерзительно, что достигается рядом довольно-таки трэшевых эпизодов. Медсестра, вонзающая в себя шприцы, тренируясь правильно делать инъекции, и, сойдя с ума от неизвестной инфекции, буквально вбивающая их себе в голову, от которых последняя лопается как перезрелая дыня и забрызгивает окружающих зеленоватой кровью-жижей. Врачи, практически зажаривающие умершего по их вине пациента, дабы скрыть время смерти, а с ним и ее причину. Сползающие с его тела пласты кожи и плоти, и рассказ дежурного врача о принципах ускоренного разложения. Опускание, утыканных использованными шприцами, рук в кипяток дистиллирующего аппарата, переливание крови младшей медсестры все тому же разлагающемуся жмурику… Ну, вы меня поняли. Кино не для слабонервных.

Вердикт. Плохим его назвать у меня язык не поворачивается, по той простой причине, что по сравнению с двумя представителями отстойного жанра первого дня фестиваля, этот выглядит просто эпохальным шедевром. Но это если в сравнении. Рассматривая данное кино вообще, хочется отметить трэш-составляющую (давненько меня не передергивало от отвращения) и неплохой, хотя слегка заумный для данного жанра сюжет, оставляющий, поплохевшего от картинки, зрителя в легком недоумении, в состоянии фрустрации, когда последний находится на сознательном распутье между идеей реальностью происходящего, шизофренического бреда одного из докторов и (что очевиднее) тех же симптомов, но у сценариста сего опуса. Постановка оставляет желать лучшего. Спецэффекты же отсылают нас прямиком в восьмидесятые годы (недаром же я о трэше твержу). Вывод прост: только из уважения к японцам "Инфекция" получает "троечку". А ожидающих голливудского римейка американцев мне просто жалко. Радовал после всего этого только предложенный в перерыве между сеансами коктейль…


29 октября. "Пророчество".

Жанр: мистика
Режиссер: Норио Цурута
В ролях: Хироши Миками, Норико Сакаи, Маюми Оно, Казуки Юошиуко, Маки Хорикита
Производство: Япония, 2004
Продолжительность: 95 мин.
Перевод: русский дубляж

Слава Богу, в которого мое рационализаторское мышление и атеистическое мировоззрение, основанное на философских трудах Маркса, Энгельса и Ленина, отказывается верить, что хоть что-то в программе этого кинофестиваля было действительно достойно лицезрения. Хотя это что-то опять же мало что имеет общего с жанром хоррор…

Сюжетец. Профессору Хидеки Сатоми отправляется со своей женой и малюткой-дочкой за город. По дороге семейство Сатоми делают вынужденную остановку. Он, стоя в телефонной будке, обнаруживает обрывок газеты с некрологом…его собственной дочери. Он выбегает из будки по направлению к своему автомобилю, но страшной аварии не миновать. Потерявший управление мусоровоз сталкивается лоб в лоб с автомобилем Сатоми, а последующий взрыв забирает жизнь, застрявшей внутри, пятилетней девочки. Этот случай в корне меняет жизнь профессора. От него уходит жена, а он снова начинает получать странные газетные послания…

Манга. Вот что значит экранизация манги-бестселлера. Вот, что такое "Газета Ужаса" Дзиро Цуноды. Не имея возможности ознакомиться с этим произведением в нашей захолустной стране, я был на 100 процентов уверен в его уникальности и интересности его сюжета, ведь сомневаться в качестве японской "рисованной" культуры я никогда не начинал. Скорее всего, это была многотомная манга, сюжет которой тяжело было впихнуть в отведенный хронометраж, поэтому и ощущение незавершенности по окончании.

Впечатления. Профессиональное, по-японски снятое, великолепное и интересное произведение, жалко только, что опять выпадающее из фестивальной классификации, но к этому мы все уже, я думаю, привыкли. Общая концепция очень сильно смахивает на "Пункт назначения", хотя нет. Это "Пункт назначение", похоже, был слизан (что в Голливуде не ново) с оригинальной манги Цуноды, потому что в момент ее создания Дейвон Сава еще пешком под стол ходил. Сюда же отнесем и эффект бабочки Рея Бредбери, о котором я уже неоднократно говорил и который в лице картины "И грянул гром" мы скоро будем наблюдать. Хотя именно он является первоосновой всего вышеперечисленного. А вообще, теория множественности будущего (еще Гибсон писал, что оно всегда во множественном числе) в японской манга и аниме культуре довольно-таки популярна. В том же отомовском "Акире" от нее плясали аж на бегом.

Вердикт. Ура! Наконец-то, приятно было, и смотреть, и сопереживать, и пораскинуть мозгами над мистически-философской работой Норио Цуруты. Не просто жемчужина, а алмаз фестиваля фильмов ужасов "Бесконечный кошмар". Причем, алмаз безупречный настолько, что блеск его виден даже в куче тех фекальных отложений, в которых он поневоле оказался. Из-за них то он, собственно, алмазом и кажется, а при более пристальном рассмотрении оказывается довольно-таки умелой, но сделанной из стекла, поделкой. То есть по традиции в этот раз данная лента в "Хорошее кино" не попадает. Слишком уж незавершенная. Очень уж неоднозначная. Сегодня впечатления от фестиваля оказались на порядок приятнее, но, как вы поняли, бывало и лучше…


Вердикт фестиваля фильмов ужасов "Бесконечный кошмар". В этот раз нас, похоже, кроме как праздничными мероприятиями, коктейлями и музыкальной поддержкой "Короля и Шута", ничем практически не порадовали. Начиная с действительно "туалетного" "Телефона", спасенного только и исключительно благодаря затронутым струнам социальной несостоятельности общества. Продолжая свое триумфальное падение работой Карла Линдберга, который умело и поистине профессионально втоптал в грязь собственное произведение, не оставив ни пищи для размышления, не показав толковой актерской игры, не создав должного жанру саспэнса и не использовав даже толкового саундтрэка. Отбрасываемые тени мертвых упали на инфицированное омерзительно зеленоватое и ускоренно разлагающееся тело. Работа Масаюки Очиаи слегка выправила общеотстойное впечатление от фестиваля, но, перегрузив слишком закрученной не по правилам жанра концовкой, снова оставила недоумевающего зрителя ни с чем. И только после стаканчика коньячка с вишневым соком, мы наконец-то получили более-менее вразумительный продукт японских киноделов. "Проклятье" Норио Цуруты стал тем единственным фактором, который заставляет не жалеть о проведенных часах в кинотеатре, и предает хоть чуть-чуть положительного к образу фестиваля "Бесконечный кошмар". Но это еще не все. Все вышеописанные киноленты проецировались на экран кинотеатра не по-старинке, а через привезенный мультимедийный проектор. И черт с ним, с мультимедийником, но технарь-оператор сего агрегата почему-то наотрез отказывался недоиспользовать отведенную площадь экрана и соответственно растягивал изображения на всю, от чего последнее приобретало сплюснутый по вертикали эффект (а восточный тип лица в током виде становится слишком уж комичным, не капельки не настраивая на присущий жанру хоррор лад). Тоже и со звуком: невыразительный и местами пропадающий. Короче, "Артхаусовцы" в этот раз подсунули любителям ужастиков не подарок к празднику, а маленькую свинью!
 
Спасибо кинотеатру Довженко за предоставленную возможность просмотра программы кинофестиваля.

Иван Марасин
 

Специально для ZаБора