07.11.05 "Дни корейского кино в Запорожье: день четвертый, кульминационный"

 

30 октября. "38 параллель".

Честно говоря, сам ждал с нетерпением просмотра этой ленты. Ждал первые три дня фестиваля, и вот дождался. Произведение режиссера Дже-Гью Канга оказалось именно тем хитом и тем ключевым кино, о котором я писал в предыдущем обзоре, так что моя киноманская интуиция меня, как видите, не подвела. И это радует, потому что "38 параллель" оказалась ничем не хуже любимого мною спилберговского "Спасения рядового Райана", а недавнюю дебютную бондарчуковскую "девятку" она буквально превращает в ничто, и ведь есть чем…

История. Во время второй мировой войны корейское государство длительное время было незаконно оккупировано войсками Японии, и только с ее капитуляцией 15 августа 1945 года Корея получила окончательное освобождение. Но, поствоенные политические игры сверхдержав СССР и США разделили (естественно, для военных целей) корейский полуостров на северную и южную части, установив так называемое "политическое опекунство". В августе 1948 года на юге было сформировано демократическое правительство, в октябре того же года – коммунистическое на севере. И уже 25 июня 1950 года начинается фактически гражданская война: войска Северной Кореи пересекли 38 параллель – границу между двумя кровнородственными государствами, границу с Южной Кореей. Менее чем за месяц с начала войны войска Южной Кореи были отброшены к реке Нак-донг у Пусана, на самый край корейского полуострова. В связи с этим, 7 июля 1950 года Совет Безопасности ООН принимает решение направить миротворцев в район боевых действий, что осуществляется уже15 сентября, когда войска ООН под командованием звездно-полосатого генерала МакАртура успешно совершают высадку морского десанта в районе города Инчон. К 1 ноября этого же года ситуация меняется коренным образов. Отвоевав территорию страны вплоть до бассейна реки Туманган, объединенные войска Южной Кореи и ООН практически имели возможность объединить корейский полуостров и прекратить эту бессмысленную и кровопролитную войну. Но вмешательство стотысячной армии коммунистического Китая изменило ход боевых действий, и вплоть до подписания пакта о перемирии 27 июля 1953 года в районе ныне существующей военно-демаркационной линии шли ожесточенные бои за обладание каждым квадратным сантиметром земли. Таким образом, война в Корее длилась в общей сложности тридцать семь месяцев.

Кино. Пожалуй, всех нас фестиваль Корейского кино познакомил с замечательным человеком, с кинематографическим гением Дже-Гью Кангом (снявшим кровавенький, но неплохой боевичек "Шири"), который не просто умеет снимать и ставить, а творит грандиозные киноленты, не уступая в масштабности, достоверности и атмосферности уже знакомым нам режиссерам военно-исторического жанра. При своем относительно небольшом бюджете в $12,8 миллиона картина выглядит просто изумительно, и, я повторюсь, но это важно, ничем не уступает "Спасению рядового Райана" или недавним "HBO-вским" "Братьям по оружию" (ну был там один некачественный спецэффект с падением истребителя на дот, пожалуй, единственный минус всего фильма). Не уступает только по постановочной части и части спецэффектов, а вот по сюжету и по драматизму даже превосходит. Так что полученные "Grand Bell’овские" награды были отданы художнику-постановщику, звукорежиссеру и оператору совершенно заслуженно, а кассовые сборы в $363,5 миллиона доказывают всеобщее признание и восхищение. Низкий поклон за это от Zабора гражданину Дже-Гью Кангу.

Драма. Сюжет "38 параллели" настолько переполнен драматизмом, что невольно стираешь со щек скупые киноманские слезы. История двух братьев Джин-Тае и Джин-Сока не просто позволяет восхищаться героизмом, патриотизмом или обычной братской дружбой. Она бросает нам в лица обожженную войной и пропахшую дымом и смертью пригоршню земли, и мы чувствуем ее вкус у себя на губах. История двух братьев, а точнее единого целого, ни на грамм не пропитана политическими или идеологическими моментами. Они на войне, и этим все сказано. Они хотят выжить, и они выживают, каждый по-своему. Кто-то ломает себя и эволюционирует, кто-то остается таким как есть. Старший брат Джин-Тае делает все во имя спасения младшего – единственной надежды и опоры их семьи. Его цель – заветная медаль героя, медаль, дарующая Джин-Соку обещанную свободу и возвращение в родной Сеул к матери. Но, совершая одно отчаянное действие за другим и повышая собственное армейское звание, Джин-Тае постепенно разрывает связь с окружающей его реальностью. Единственное, что еще связывает его с этим миром, так это брат и цель его освобождения. А когда Джин-Сок пропадает без вести, Джин-Тае сходит с ума.
Вердикт. Шедевр, ключевое и кульминационное кино всего фестиваля (замечаете тенденцию, каждый последний фильм фестиваля попадает в ZаБоровское "Хорошее кино"). Смотреть всем я уже настоятельно рекомендовал, а не посмотревшим продолжаю рекомендовать. Смотреть не только представителям кинематографической интеллигенции, так сказать завсегдатаям подобного рода фестивалей, а всем без исключения, и особенно любителям военно-исторических кинолент, для которых "Спасения рядового Райана", "Говорящий с ветром" или "Взвод" не являются пустым звуком, а занимают почетное место в личной киноколлекции. Это не политическое кино, и уж точно не идеологическое. Это кино о войне, которую никто не ждал, и которая сама стучится в дверь…

Информации много не бывает, поэтому повторюсь, слегка переосмыслив уже написанное:

Жанр: военно-историческая драма
Режиссер: Дже-Гью Канг
Сценарий: Дже-Гью Канг
В ролях:
Донг-Кун Джанг, Бин Вон, Юн-Джу Ли, Хьеонг-Джин Конг, Ёнг-Ран Ли, Мин-Сик Чой, Дай-Хун Ёнг, Су-Ро Ким
Производство:
Южная Корея, 2004
Продолжительность:
140 мин.
Язык:
корейский
Перевод:
русский дубляж (УРА!!!)

Вердикт фестиваля Корейского кино. А корейцы, если вы внимательно читали, а лучше смотрели, оказались даже выразительнее азиатов (я имею в виду "АЗИЮ-КИНО", а не их национальную принадлежность). Потому что последние могли похвастаться только двумя действительно сильными кинематографическими работами. У корейцев же их оказался полный набор. В этот раз открыли фестиваль поистине тяжелой и тонкой психологически-экзистенциальной драмой, акцентируя внимание зрителя на проблемах абортации и семейных отношений вообще. Вот у кого нужно было действительно учиться прошлофестивальному аутсайдеру Корэ-эде. Вот где был уместен и deep-элемент, и концепция научения зрителя через собственную идентификацию с героями ленты "День". Браво, Жи-Сьонг Хан! Следующей эстафетную палочку принимала, прикрывшись камуфляжем комедийного жанра, более легкая к восприятию, но не менее поучительная социальная драма. Южнокорейский режиссер Хьёнг-Сик Пак в этот раз, подобно своим китайским и японским коллегам, оголил человеческую душу до слоя любви, и обернул его в концентрированную пелену одиночества каменных джунглей. Его герои получились слегка жизнерадостными и в меру смешными, пока маскарадный костюм хамелеона не дал трещину, приоткрыв все неровности и угловатости человеческих взаимоотношений. Браво, Хьёнг-Сик Пак! А на третий день фестиваля нас разорвали безумно смешной и великолепно поставленной комедией "Сделай это!", которая от и до состояла из сплошного позитива, подобно несуществующей в этом мире зебре-альбиносу. Режиссеру Да-йонг Паку посчастливилось создать и доставить из-за рубежа солнечной Корейской республики в наше промышленное, покрытое сажей и копотью, экологически страдающее Запорожье одну из самых удивительных комедий последних лет. "Сделай это!" позволило, хотя бы на 93 минуты отведенного хронометража ленты, забыть о волнующих нас мелочах и ежедневных проблемах, подарило нам, если верить медицинской мифологии, еще один год жизни, и заставила задуматься над смыслом потребительского бытия, тем самым снова подчеркивая общую поучительно-философскую сущность фестиваля Корейского кино 2005 года. Браво, Да-йонг Пак! Завершала же всё это "безобразие" (в положительном смысле этого слова) грандиозная и гениальная военно-историческая драма "38 параллель" режиссера с большой буквы Дже-Гью Канга. Вот где возрадовались чистые и незапятнанные киноманские сердца, забившись в унисон с ревом пролетающих истребителей, хлопками разрывающихся гранат и свистом пуль со смещенным центром тяжести. Жизненный путь братьев Джин-Тае и Джин-Сока, в первую очередь, ознакомил нас с историей разделения Корейского полуострова и жестокостью Корейской войны. Во-вторых, подарив нам, зрителям, невероятно душевное и трагическое кинопроизведение, достойное занесения в анналы мирового кинематографа и личные киноколлекции любителей не только восточного, корейского или военно-исторического, но хорошего кино вообще. Произведения такого уровня – редкость, и их на пальцах рук можно навскидку пересчитать, поэтому появление "38 параллели" незамеченным остаться просто не может. Чтобы создать такое, нужно быть Дже-Гью Кангом, или, по меньшей мере, Стивеном Спилбергом, а Федору Бондарчуку нужно брать подобные вещи на заметку, ведь военное кино делается не только для ветеранов ее прошедших, а для всех вообще, дабы чтили память. Браво, Дже-Гью Канг! Бис, Жи-Сьонг Хан! Бис, Хьёнг-Сик Пак! Бис, Да-йонг Пак! Бис, Дже-Гью Канг!

 
Спасибо кинотеатру Довженко за предоставленную возможность просмотра программы кинофестиваля.

Иван Марасин
 

Специально для ZаБора