Аниме

Жанр:
философский, парапсихологический и постапокалипсический шедевр
Режиссер:
Кацухиро Отомо
Производство:
1988, Япония, Akira Committee
Продолжительность:
120 мин.
Хронологическое вступление:
21 мая 2005 года.
Утро. Помню, погода в этот день была очень хорошая.
Светило солнце, а на небе не было ни одного даже маломальского облачка.
Такое же было и настроение. С самого утра я путешествовал по магазинам в
поисках подарка одному своему знакомому на День рождения (естественно,
подарком должен был стать некий экзотический кинопродукт, а то какой же
я Киноман). Изучив энное количество злачных заведений нашего славного,
но коммерчески не эффективного (по части видеопродукции), города, я
забрел на рынок, в надежде испытать судьбу-злодейку у ребят,
пиратствующих нелицензионным товаром.
21 мая 2005 года. После полудня. Я стою, после длительных мытарств от
лотка к лотку, запарившийся и злой возле выкладки очередного дискового
капитана Блада. Стою, вглядываясь в наименования предоставленного
ассортимента, задаю очередной вопрос продавцу, мол, так и так, «чё есть
интересного», «нет, меня порно не интересует», «да не хочу я смотреть
вашу подборку фильмов со Сталонне» и так далее. А он, продавец, вдруг
взглянул на меня с хитрым прищуром и говорит, само собой, человеческим
голосом: «А, типа, ценитель, типа, киноман тудысь твою разтудысь?..». Я
киваю. Он лезет в, стоящую у его ног, безразмерную клетчатую сумку,
достает DVD с название «Акира» и протягивает его мне. Читаю описание на
обороте. Интересно, тем более что это АНИМЕ. Короче, совершаю
микросделку…
21 мая 2005 года.
Вечер. Сижу дома, делать нечего. Вспоминаю о купленном
сегодня диске. Решаю посмотреть (День рождение все равно завтра). Бегу в
магазин, покупаю пару бутылок пива. Возвращаюсь. Открываю пиво. Начинаю
смотреть «Акиру».
21 мая 2005 года.
Два часа спустя. Стою на балконе, курю. Ни хрена себе
кино. Сознание взорвалось. Такого я просто еще не видел. Картинка
красоты не вообразимой, а сюжет, то сюжет… Хотя все же остались белые
пятна. Да, действительно, нужно еще раз пересмотреть, но сначала за
пивом…
21 мая 2005 года.
Еще два часа спустя. Выношу еще три пустые бутылки на
балкон, закуриваю. Сознание, расширенное пивом, начинает сужаться. Да, «Акира»
- это шедевр. Второй раз смотрю, а все так же интересно. И главное, что
столько нового обнаружил в сюжете, концепции и философии этого кино. А
может еще разок или два? Да, не помешает, а что у нас с пивом? Нуль.
Бегу в ночной киоск…
22 мая 2005 года.
Ранее утро. Сижу на балконе. Рассвет уже встретил.
Сознание очищается от пагубного воздействия алкоголя, а с очищение
приходит понимание. Я понял «Акиру». Я понял? Я понял! Понял! ПОНЯЛ!!!
Дотлевающая сигарета обжигает пальцы, а через секунду пикирует маленьким
алым светлячком с балкона. Пойду-ка я спать…
21 мая 2005 года.
Вечер. Звоню в дверь. Наверное, я опоздал… «Поздравляю
тебя, дружище!..». Он срывает подарочную бумагу и… «О, подборка фильмов
со Сталонне! Спасибо, кент!»…
Основная часть:
Да, ребята и девушки, именно так все и было. «Акира» не просто
понравился мне, он заставил в себя влюбиться, а с ним – в аниме вообще.
Почему? Для того чтобы это понять, необходимо его посмотреть, а те, кто
смотрели, я думаю, со мной согласятся (особенно почитатели японского
рисованного кино).
Сюжет. 16 июля 1988 года, 14 часов 17 минут. В это мгновение огромный
взрыв стирает Токио с лица Земли. Начинается Третья Мировая Война… Год
2019. Место действия: Нео-Токио. Организация страны отчасти напоминает
тоталитарное государство, железной рукой подавляющее подпольное
Сопротивление (хотя не решающее, тем не менее, проблему преступности). В
исследовательских центрах над людьми проводятся опыты
парапсихологического характера, с целью создания совершенного вида
человеческого оружия, homosapiens’a, наделенного силой Господа Бога.…
Бойцы Сопротивления, осознавая опасность такого рода игр с природой,
пытаются им помешать, похищая одного из объектов исследования… В стране
возникает религиозный культ сверхчеловека по имени Акира, приход
которого решит все проблемы Японии, обратив неверных в очищающий
пламень… На улицах бесчинствуют банды байкеров, состоящие в основном из
подростков. Одной из таких банд руководит «славный» парень Канеда. В
один прекрасный день, а точнее ночь, он и его банда отправляется на
разборки… Все параллельные сюжетные линии пересекаются в эту ночь, когда
лучший друг Канэды Тэцуо оказывается вовлеченным в тот самый
правительственный эксперимент и обнаруживает в себе силу, способную
уничтожить весь город… Интересная завязка, не правда ли?
Творец и творческий процесс.
«Акира» - самая известная из работ Кацухиро
Отомо, знаменитого мангаки и, в последствии, постановщика аниме. «Акира»
изначально был мангой, впервые изданной в журнале «Young» в конце 1982
года, а завершенной уже в марте 1993 года последним, шестым, томом.
Приключения Канеды и Тецуо были настолько популярны, что за их издание в
США взялся «Marvel Comics», а работающий там Фрэнк Миллер («Город
грехов»), долгое время черпал в них вдохновение (не спроста же антигероя
в его третьем «Робокопе» зовут Отомо). Кацухиро, как оказалось, манги
было не достаточно, и тогда он взялся за собственную постановку аниме.
Ясный пень, что за «Акиру». Отомо долго не парился, и, найдя видимо
«сладких» спонсоров, организовал целый «Комитет Акира» («Akira
Committee») для контроля и организации рабочего процесса. Это был
вынужденный шаг, потому что похождения Тецуо и Канеды стали первым в
истории анимационного кино фильмом, использовавшим 24 кадра в секунду
(стандарт аниме того времени был в три раза меньше) и компьютерную
поддержку в плане синхронизации анимации. И должен я вам сказать,
комитетчики хлеб свой ели не зря. В 1988 году «Акира» просто бомбит
кинотеатры (особенно Японии). Успех был настолько велик, что ходили
слухи о голливудской экранизации Три-Старом, а в Японии выпускались
консольный игры по мотивам. К другим режиссерским работам Кацухиро Отомо
относятся: «Карнавал роботов» и «Нео-Токио» 1987 года, «Старик Зет»
(1991), «Воспоминания о будущем» (1995) и паропанковсий «Стимбой»
(2004). Он, также, писал сценарий к дизельпанковскому «Метрополису» и
продюсировал «Стригган».
Были и недовольные. В первую очередь те, кто ничего не поняли. А винить
их за это нельзя. Нельзя, потому что Отомо впихнул (вдумайтесь) 2160
страниц манги в два часа экранного времени. Поэтому среди фанов бытует
мнение, что понявший «Акиру» с первого раза является либо гений, либо
сумасшедшим. Были и такие, кто «за реками крови и промышленных отходов,
разлагающихся трупов с оторванными конечностями и выпущенными
внутренностями, старательно нарисованными в «кричащей», неестественно
яркой цветовой гамме» не смог нащупать философскую составляющую и
глубину произведения. А кто-то просто ворочал носом, упоминая
неэстетические и ненатуральные пропорции человеческих тел или анимацию
лиц, забывая об индивидуальном стиле автора. Стоит ли их слушать? Я вот
слушал, потом снова пересматривал «Акиру», получал в очередной раз
удовольствие, и не понимал смысла этих притензиозных высказываний.
Динамика.
Многие киноделы могут обзавидоваться динамичности. Ваше
внимание будет постоянно прикована к экрану, не позволяя отвлекаться ни
на минуту. Экшен сцены сменяют одна другую: разборки банд байкеров на
хайвэях, деятельность Сопротивления, уличные демонстрации, операции
армейских спецподразделений с использованием новейшего лазерного и
электромагнитного оружия, псионические поединки… Мало? Мало вам точно не
покажется, особенно учитывая тот факт, что во все эти действия аккуратно
и «технично» вклинивается особая акировская философия и сжимающаяся до
предела и готовая лопнуть в любой момент сюжетная спираль, повествующая
об идеалах любви и дружбы, о проблемах подрастающего поколения и
политической нестабильности, о вопросах религии и самоактуализации
каждого в этом мире, об особой Силе и ее потоках, о множественности
миров и будущего…
Идеалы дружбы.
Очень хочется выделить именно это. Потому что Отомо
удалось воссоздать дружбу, как никому, наверное, ни до и не после. Да,
она гипертрофированна, но хуже почему-то от этого не становится, выжигая
в памяти каждого зрителя слова Канеды: «Тецуо не ваш друг, а МОЙ! И если
кто-то и имеет право убить его, то только Я!»
Киберпанк.
Да, «Акиру» относят еще и к этому жанру. Не смотря на
отсутствие глобальной информационной Сети и искусственного интеллекта.
Относят из-за мрачной и драматичной визуализации будущего в образе
нео-токийского мегаполиса, наличия милитаристских и тоталитарных
элементов системы и борцов с ее проявлениями, высокого уровня
технологического развития и такой же преступности…
Вердикт.
Смотреть на сочную и реалистичную анимацию, лишенную каких-либо
изъянов и «болячек» рисованного кино (повторов, отсутствия динамики и
т.д.). Поражаться уникальности смыслового содержания и новизне
философской концепции. Слушать потрясающее звуковое сопровождение и озвучку вообще. Верить в существование подобных идеалов любви и дружбы,
и в то, что будущее будет не таким мрачным… Безусловно, пример хорошего
кинематографа. Всем любителям аниме и киберпанка, драйва и
остросюжетного кино рекомендуется. А те, кто к ним не относится, все
равно могут взять и посмотреть. Вдруг и вы найдете место этому
произведению в своей памяти.
Иван Марасин, спецагент ТО "ZаБор- Entertainment"
(06 октября 2005)
kinoman-zabor@mail.zp.ua
|