Запорожский археолог принял участие в экспедиции, которая нашла лодку страше 2 тысяч лет

море

Международная морская экспедиция нашла в Черном море уникальный корабль, которому уже более 2400 лет. В составе экспедиции был также запорожец Дмитрий Кобалия, передает ]]>"ZаБор"]]>.

Запорожский археолог Дмитрий Кобалия, заведующий отделом охраны памятников истории, археологии и природы национального заповедника "Хортица", провел с командой экспедиции в Черном море в 2017 году две недели.

Преимущественно экспедицию проводили у берегов Болгарии, рассказывает археолог ]]>"ВВС"]]>. За три года команда нашла в море более 60 кораблей, затонувших. На разных этапах в проект приобщали специалистов из разных стран.

"После того, как было найдено несколько непонятных лодок, которые, возможно, имеют отношение к запорожцам, они решили пригласить специалистов из Украины", - рассказывает Дмитрий Кобалия.
Изображение

Он объясняет, что поиск кораблей не был основной целью экспедиции.

"Главный вопрос был о дне Черного моря, об изменении его уровня: когда это происходило, при каких условиях и как это повлияло на человеческую цивилизацию", - говорит Кобалия.

Когда нашли самый старый корабль, запорожца  на борту исследовательского судна не было, но он соглашается, что находка уникальна.

"Только стоит отметить, что имеется в виду именно старый корабль, затонувший", - отмечает Дмитрий.

Старыми являются, в частности так называемые "солнечные лодки", найденные в Египте, возраст которых оценивается в более чем 4,5 тысячи лет.
Изображение

Экспедиция же в Черном море нашла настоящий греческий корабль. Причем он очень хорошо сохранился, рассказывает Дмитрий. "В Черном море - уникальная среда, и старинные корабли могут храниться сотни лет. Это как такой холодильник", - говорит археолог.

На глубине ниже 100 метров в Черном море есть слой сероводорода, где нет кислорода, исключает наличие живых организмов. Поэтому корабли хранятся в таком состоянии, как будто утонули вчера.

"Сложность заключается в том, что в Черном море достаточно массивный слой ила", - говорит Дмитрий.

"Хотя исследуя тот или иной корабль, можно увидеть фантастическую картину, когда корабль стоял в иле, как будто он стоит на поверхности", - вспоминает Кобалия.

Он рассказывает, что благодаря уникальным условиям корабли в течение сотен лет сохранились со всеми деталями - мачтами, такелажем и резьбой.

Старейший корабль нашли на глубине более 2 км.

"На такой глубине люди, конечно, не могут работать", - говорит Дмитрий Кобалия.

Исследователям помогают роботы. Специалисты проекта работали с оборудованием, которое обычно используется для добычи нефти и газа.

"Результаты экспедиции стали возможными во многом благодаря технике", - рассказывает специалист.

Во-первых, это большой робот "сурвейор", который буксуют за судном специалистов. Он сканирует дно и видит объекты на большой глубине, объясняет запорожский археолог.

Другие роботы работают непосредственно на объекте. Их опускают на глубину на толстом кабеле. Такие работы выполняют фотографическую съемку с помощью специальной фототехнологии.

Изображение

На основе снимков специалисты создают трехмерную модель объекта, которую можно рассматривать в деталях, объясняет Дмитрий.

"Каждый из таких роботов стоит примерно 6-8 миллионов долларов, - говорит археолог. - Это очень дорогостоящее оборудование, и работает целая команда пилотов, которые им управляют".
Во время экспедиции исследователи нашли вероятную козацкую флотилию. Дмитрий Кобалия, опытный специалист по козацким "чайкам", выясняет, действительно ли эти корабли принадлежали запорожским казакам.

"Действительно, было найдено группу с 12-13 однотипных лодок, несмотря на незначительные разногласия, были почти одинаковыми. Поэтому специалисты решили, что они могут иметь отношение к истории запорожского козачества", - говорит археолог.
Изображение

"Пока я не могу сказать, насколько эти лодки имеют отношение к запорожцам", - отмечает господин Кобалия.

По его словам, в отношении этих лодок существует несколько версий.

Это могла быть рыболовная флотилия, которая затонула во второй половине XVII века. По другой версии, корабли были боевыми.

"В этом районе действительно было несколько крупных столкновений запорожцев с турецким флотом. Об этом есть упоминания. И есть упоминания, что такая флотилия, возвращаясь назад, попала в шторм и была полностью уничтожена", - рассказывает археолог.

Дмитрий Кобалия продолжает изучать этот вопрос вместе с коллегами в Украине. Специалисты готовят трехмерные модели лодок, изучают их пропорции и сравнивают с казацкими кораблями.

Изображение