Запорожские гидроархеологи нашли средневековый корабль в Днепре

Днепр

Запорожцы, участвовавшие в экспедиции Хортицкого заповедника, нашли ]]>в реке Днепр два старинных судна]]>. Об этом сообщается на странице "Хортица Скуба", передает ]]>"ZаБор"]]>.

Подводная экспедиция "Османская галера: в поисках турецких флотилий" при участии специалистов из разных городов проходила в одной из проток Днепра под Херсоном. 

Ее возглавлял запорожец, заведующий отдела охраны памятников истории, археологии и природы Национального заповедника "Хортица", кандидат исторических наук Дмитрий Кобалия. Также участие принимал еще один сотрудник заповедника "Хортица" - Вячеслав Зайцев.

Изначально запорожцы нашли одно судно (предполагали, что это галера). А затем обнаружили и второе судно. При этом, что любопытно, второе судно нашли в 100 метрах от ранее найденного корабля. Это дало возможность ученым предположить, что тут происходила водная баталия.

Изображение

При этом Денис Кобалия опроверг информацию, что первое найденное плавстредство это галера.

"Однозначно это не галера. Те работы, которые мы провели за первую неделю экспедиции, указывают на это. Судно имеет большие разрушения по левому борту и до сих пор непонятно, какой была кормовая часть, хотя, вероятно, она имела транец. В настоящий момент актуальные размеры таковы: длина - не менее 37 метров (как раз как две наши бригантины), ширина - не менее 8 метров. Днищевая часть однозначно плоская, как на байдаке, привезенном на Хортицу в 2010 году. Собственно говоря, конструкция судна практически не отличается от байдака. Поэтому кому интересно, о ней можно почитать в "Истории на шпангоутах".

Такие лодки строились от днища, которое сшивалось из сосновых досок (в данном случае 100 мм). Сами доски соединялись деревянными нагелями. Затем на них устанавливались массивные балки флоров. После этого плоская часть изгибалась с помощью натяжения каната и в таком виде дополнялась сначала шпангоутами "ботями", а потом поясами бортовой обшивки. Похоже поясов обшивочных досок было не менее четырех. Обшивочные доски были тоньше днища но весьма массивные и также сосновые. "Боти" делали как из сосны, так и дуба. Нос представлял собой массивную наклоненную вперёд балку со шпунтовыми вырезами. Пояса обшивки конопатили мхом и запирали тонкими планками на скобках. Борта снаружи, а днище изнутри.

Сразу отметим, что суда такого типа использовались в разных странах, в том числе в Украине и Турции. Чаще на реках как грузовые плавсредства. Иногда как портовые вспомогательные суда, когда глубоко сидящие корабли не могли зайти в порт. Их могли использовать и в военных целях, например как плавучие батареи.

Наше предположение о галере было ошибочным, так как основывалось на пропорциях. В 2010 году мы приняли торчащие из песка флоры за шпангоуты левого борта. Оказывается это была только середина судна! Но даже если это и не галера, памятник от этого не становится менее ценным", - сообщает Кобалия.

Изображение

В отношении другого судна ученый пишет следующее:

"Это была узкая лодка до 4 м шириной при длине до 20 метров. Дубовая, плоскодонная, с острым узким носом, заканчивающимся изящным косым штевнем. Обшивка центральной части оказалась оторванной. Верхние пояса были повреждены сетями и хаотично торчали во все стороны (отдельный привет гореэкологам, рассказывающим про режим абсолютной заповедности). Большинство флоров валялись по сторонам. К счастью, нос и корма сохранились лучше.

Изображение

Без всяких сомнений памятник грабился. Слой ила внутри был перемешан с пивными бутылками и мусором. Подъехавшие охотоведы рассказали, что таки да, каждый год здесь копаются, а доски идут на мебельную фурнитуру, это же мореный дуб!", - пишет Дмитрий Кобалия.

Также отмечается, что были найдены фрагменты посуды, гвозди и специфические корабельные скобы, которые  без сомнения указывали на средневековое происхождение.

Изображение

Вполне вероятно, что судно построили не в 17, а даже в 16 столетии. Такие же скобы являются хорошим датирующим материалом и повсеместны на средневековых памятниках Польши, Литвы и Германии. Точно такие же скобы были подняты и первооткрывателями судна в конце 90-х.

Как пишет Дмитрий Кобалия, такая находка заставила сделать их последующие выводы:

  • комплекс находок из херсонского музея относится не к первому, а именно ко второму судну. Здесь корабельные скобы имеют другую форму;
  • найденные предметы и конструкция лодки подтверждают ее средневековое происхождение;
  • наличие двух кораблей в одном месте может быть следами одного исторического события, например сражения запорожцев с турками;
  • зона исследований нуждается в действенной, а не декларативной защите от посягательств грабителей, ведь найденные памятники возможно единственный след морской истории Украины.

Изображение