Поляки хотят отсудить у Запорожского автозавода 70 миллионов доллларов

заз

Полякам не нравится ситуация с автомобильной компанией FSO (Fabryka Samochodów Osobowych), которая была продана "ЗАЗу". Так, здесь фактически не производят автомобилей и у руководства компании хотят отсудить 250 миллионов злотых, сообщает ]]>"ZаБор"]]>.

Запорожский автомобильный завод ("ЗАЗ") имеет серьезные финансовые проблемы. И,по сути, единственное, чем может похвастаться запорожское авто предприятие - это заказ автобусов от Польши.

Скандал вокруг "ЗАЗа" разразился в октябре 2017 года, когда на предприятие пригласили киевские журналистов и  руководитель предприятия Николай Евдокименко рассказал столичной прессе о том, что ]]>у них заказывает электорокары "Укрпочта]]>". Это оказалось неправдой, хоть пресс-служба предприятия и пыталась потом оправдаться. 

Польская же автомобилестроительная компания FSO была продана украинскому инвестору – "Запорожскому автомобилестроительному заводу" (компании "УкрАВТО") - за 100 злотых еще в 2005 году. Так, 19,9% акций FSO (Fabryka Samochodów Osobowych), а это 84% голосов на собрании акционеров, польское правительство продало украинцам для того, чтобы спасти предприятие от полного банкротства.

По словам адвоката истца Сильвии Генрих, до 2005 года украинский автоконцерн покупал почти 90% продукции FSO и более года финансировал закупку комплектующих для производства автомобилей. Еще до заключения контракта, украинская компания выкупила также большую часть долгов FSO, сообщает ]]>Rzeczpospolita]]>.

После покупки этих 19,9% акций, "ЗАЗ" обязан был сохранить деятельность завода, обеспечить работой почти 2 200 работников предприятия, а также увеличить объемы продукции, в частности наладить выпуск новой модели польского автомобиля. При этом завод работает только формально. На деле же, за последние 6 лет там не произвели ни одного авто.

По сути, украинские инвесторы не смогли сохранить производство автомобилей и обеспечить работой сотрудников.

"Это была дикая приватизация.  Предыдущее правительство сделало это нарочно накануне вступления Польши в ЕС, где мы могли стать большим рынком для западных автомобилей, новых и подержанных. Вместо того, ликвидировали польский бренд, который мог бы производить в два раза дешевле автомобили", – говорит представитель партии "Кукиз-15" Норберт Качмарчик.

Сегодня завод FSO производит все, кроме автомобилей, уверяет депутат.

Сегодня Польша требует 250 млн. злотых (70 млн долларов) компенсации от украинского инвестора. Дело против украинской компании будет рассматриваться в Окружном суде в Варшаве.

Издание также отмечает, что в июле, украинцы обжаловали иск государственного казначейства Польши. Представители "ЗАЗ" считают жалобу казначейства абсолютно необоснованной.

"Компания" Авто-ЗАЗ "выполнила все свои обязательства по приватизационной сделке. Об этом свидетельствуют отчеты независимого аудитора. Предприятие не несет ответственности перед казначейством, а потому любые претензии к "ЗАЗ" безосновательны", - цитирует издание адвокат истца Адама Звежинського.
Изображение

Справка:

Fabryka Samochodów Osobowych (FSO) - это польский автомобилестроительная компания, производящая легковые автомобили в Варшаве. Компания была основана после Второй мировой войны. Первым автомобилем под маркой FSO стала модель FSO Warszawa - польский вариант советского ГАЗ-М20 "Победа".

С 1996 года контрольным пакетом акций завода FSO стала владеть компания Daewoo. Новый автоконцерн, созданный на основе объединения, получил название Daewoo-FSO Motor. Итогом этого сотрудничества стало обновление модельного ряда: FSO Daewoo Lanos, FSO Daewoo Nubira, позже - FSO Daewoo Matiz и разработка новой модели FSO Polonez Atu Plus.

В конце 2000 года контроль над предприятием перешел к американскому концерну General Motors, для чего концерн создал новую фирму GM DAT. С 2004 года предприятию вернули старый фирменный знак FSO, а из названия моделей забрали слово Daewoo.

В 2005 году украинская корпорация "УкрАВТО" получила контрольный пакет акций завода FSO. Компания GM-DAT продлила лицензию на выпуск Lanos и Matiz в Польше. Украинская компания постепенно стала мажоритарным акционером FSO (84.31% акций). До марта 2011 года более 1800 сотрудников были уволены, а земля, на которой построен завод, была выставлена ​​на продажу. До ноября 2011 года постройки литейного цеха и цеха сборки двигателей были снесены, трек для заводских испытаний также продали для других целей.

В 2013 году модификация Fiat от FSO вошла в потребительский антирейтинг по версии британского издания Auto Express, где были названы десять худших автомобилей продавались в Великобритании за последние 25 лет.