В партии "Відродження" заявляют: Кадровая реформа Кабмина – должна быть направлена на проведение эффективных реформ в стране, а не на повышение зарплат для избранных

Відродження - партия

Одно из главных достижений Кабмина, о чем не раз заявлял премьер-министр Владимир Гройсман, – повышение минимальной зарплаты в стране до уровня 3200 грн. В то же время, как оказалось, некоторые сотрудники министерств получают миллионные зарплаты! Ежемесячно.

Так, недавно вспыхнул скандал в связи с зарплатами служащих Министерства юстиции Украины. Восемь чиновников, которые работают в департаменте Государственной исполнительной службы Минюста, получили за полгода 2017-го вознаграждений на более чем 23 млн грн. При этом зарплата каждого из сотрудников департамента за июль составила больше миллиона гривен (!) в месяц! В Минюсте миллионные гонорары своих сотрудников аргументировали вознаграждением за выполненную работу. Правда, какую именно, – не пояснили. Эта ситуация – яркий пример, как неэффективно расходуются средства госбюджета. Когда правительство не может найти деньги на стипендии, медицину или повышение пенсий, в то же время с легкостью тратит 28 млн грн на зарплаты всего 8-ми человек.

Зарплаты для избранных

Уже совсем скоро Кабинет Министров начнет очередной эксперимент с зарплатами чиновников, который назвали кадровой реформой. С 1 сентября в десяти министерствах стартует конкурсный отбор специалистов, которые будут отвечать за проведение реформ в ведомствах. Планируется, что участие в эксперименте примут 10 министерств – это, в частности, Минсоцполитики, Минздрав, Минагрополитики, Министерство образования и науки, Минфин, Минрегион, Минэнерго, Мининфраструктуры, Минкульт и Минюст. В целом планируют набрать тысячу сотрудников, первые из которых могут начать работу с 1 ноября 2017 года. Предполагается, что, с одной стороны, они будут, отвечать за выработку новых подходов для решения проблем, стоящих перед министерствами. А, с другой, – параллельно реорганизовывать работу самих ведомств изнутри, постепенно заменяя старых госчиновников на новых.

При этом заработная плата набранных по конкурсу "реформаторов" будет в несколько раз выше, чем у нынешних специалистов министерств. Так, руководитель директората будет получать 70 тыс. грн в месяц, руководитель экспертной группы – 60 тыс, эксперт, работающий в директорате – около 50-ти тыс грн. Также, в рамках законодательства, чиновники смогут получать и премии, их размер – не ограничен.

"Мы видим, что Кабмин превращается в какой-то супераналитический центр! Аналитики министерств, аналитики центрального аппарата КМУ, аналитики директората, все они будут искать ответ на вопрос: кто виноват и что делать? Не нужно нанимать директорат на 70 тыс. зарплаты, чтобы понять проблемы, которые известны всем, кроме Кабмина и лежат на поверхности: это война, отсутствие достойных пенсий, скудные госвыплаты на ребенка, массовая вырубка украинских лесов, развал медицинской системы, необоснованные цены на коммуналку, массовая эмиграция трудоспособных украинцев и многие другие. Судя по новой инициативе Кабмина, правительство действительно живет в другом мире и не знает проблем своих граждан. Для того, чтобы их решить, не нужно создавать новые департаменты – нужно начать работать! Видимо, в правительстве просто не знают, как их решить. Это происходит и потому, что на ответственные должности в правительстве и украинской власти назначаются не профессионалы", – считает первый замглавы партии "Відродження" Владимир Пилипенко.

По его словам, последствием кадровой реформы Кабмина будет деморализация работников министерств, в которых будет проводиться "эксперимент". При этом вертикаль управления и система субординационных связей в министерствах будет нарушена, а чиновники будут обеспокоены в первую очередь сохранением своего места работы, а не ее сутью. Кто будет формировать задачи вновь созданным подразделениям, финансируемым из-за рубежа, а главное, кто будет нести ответственность за принятые ими решения?

"Жаль, но пример Войцеха Бальчуна, который "отработал" контракт с "Укрзалізницей" за 125 тыс долларов в месяц, при этом не выполнив ни одного пункта запланированных реформ, так никого ничему и не научил. Есть примеры и других иностранцев в украинской власти, которые, уже покинули территорию Украины, при этом, не неся никакой ответственности за свою работу и не проведенные реформы. Огромные неадекватные зарплаты отдельных категорий чиновников говорят о том, что у правительства нет четкой системы контроля эффективного и рационального  использования бюджетных средств выделяемых на выплату заработной платы из госбюджета", – добавил руководитель Запорожской областной организации партии "Відродження" Петр Гончарук.

Так, например, Кабмин уже допустил ряд ошибок при формировании команды, когда приглашали экспертов, родственников или людей без соответствующего опыта и образования. В результате государством управляют непрофессионалы, которые не понимают реальных проблем в стране, а от действий таких "специалистов" в итоге страдают украинские граждане. Например, и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун предлагает провести антинародную медицинскую реформу, в то же время МОЗ уже больше года не может выполнить свои прямые обязанности и провести закупку вакцин за государственные средства. Следствием недостатка вакцин уже стали смерти украинцев, например, от ботулизма – хотя в министерстве и отказываются это признавать. Вместо того, чтобы сосредоточиться на решении проблемы с закупками вакцин, Министерство здравоохранения раздает украинцам… рекомендации по правильному питанию. Или устраивает показательные акции в поддержку медреформы.

Итоги кадровых экспериментов

В случае с кадровой реформой Кабмина, есть еще один риск. Внешние консультанты часто предлагают реформы в интересах стран-доноров, они не всегда совпадают с интересами Украины. Пример: требование отменить пошлины на вывоз леса-кругляка как одно из требований ЕС. Или открытие рынка земли уже в 2017 году, как условие Меморандума с МВФ. Система государственного управления в Украине, безусловно, нуждается в модернизации и усовершенствовании. Однако в данном случае правительство опять совершает ошибку. Суть кадровой реформы, которая состоит в "сталкивании лбами" старых и новых специалистов, будет иметь последствием не повышение эффективности работы Кабмина, а наоборот – разбалансировку системы управления в правительстве. И здесь вопрос в первую очередь к премьер-министру – кто будет нести ответственность за реализацию реформы и что будет, если она не будет эффективной?