Виктор Бондарь: Украине нужен новый курс и третья сила

Відродження - партия

На съезде партии "Відродження" весной 2018 года была принята первая в Украине программа экономического национализма "Власний шлях".

     В обращении партии к украинцам сказано:  "Украина получила политическую независимость, но не стала экономически самостоятельной. У нас никогда не было эффективной стратегии экономического развития, а имевшиеся программы реально были нацелены только  на то, чтобы протянуть несколько лет – до очередного кризиса".

   — Мы предлагаем  программу, которую назвали "Собственный путь" – опыт показывает, что попытки скопировать чужой  опыт, а тем более – следовать подсказкам доброхотов, обрекают любую страну на вечное отставание.

Изображение

    С апреля 2018 года со всех информационных площадок лидер партии "Відродження" Виктор Бондарь заявляет о необходимости немедленной смены нынешнего экономического курса  Украины, который сегодня ведет не к развитию, а к уничтожению страны. Он подчеркивает, что новый курс должен базироваться не на популизме, а на прагматичной стратегии экономического национализма, на приоритете собственных экономических интересов Украины.

    Лидер партии "Відродження" считает необходимым, чтобы вокруг нового "Собственного пути" возрождения и развития Украины формировалась третья политическая сила — современная, активная, прагматичная, ответственная, умеющая выстраивать и реализовывать эффективную стратегию развития.

    Пора перестать жить иллюзиями, опираться надо на здравый смысл. А здравый смысл говорит, что никто со стороны и извне не придет и не сделает нас счастливыми и богатыми. Если мы хотим жить, как в Европе, то надо строить Европу самим в своей стране.

    Пока не будет восстановлена экономика, пенсии и зарплаты не смогут подняться до европейского уровня. Рассчитывать на повышение социальных стандартов в условиях умирающей экономики бессмысленно. Сначала – экономика, а потом – благосостояние.

    Без мощной экономики, без собственного военно-промышленного комплекса, без развития науки и наукоемких отраслей, без выхода на мировые рынки с высокотехнологичной и конкурентоспособной продукцией невозможна сильная независимая страна с боеспособной армией, с сильной социальной политикой.
Мы готовы объединять вокруг этих идеи экономического возрождения Украины людей здравого смысла. Людей, готовых оставить в стороне пустые иллюзии и экономически необоснованные надежды, занявшись реальным возрождением экономики Украины, а значит – и возрождением всей страны".

                Текущая ситуация после 4-х лет "реформ"

    Итоги развития украинской экономики в 2014 -2017 годах не дают никаких оснований для оптимизма. Основное представление о векторе развития страны дают цифры валового внутреннего продукта. Номинальный ВВП в 2013 году составлял 1454,9 млрд. грн., что при курсе 7,99 грн. за доллар на 1.01.14 составляло $ 182 млрд.

    В 2017 году, уже после того, как возобновился экономический рост, номинальный ВВП составил 2982,9 млрд. грн., что, при курсе 28,06 на 1.01.18, составляет $ 106,3 млрд.
   Таким образом, за 4 последних года ВВП сократился в 1,7 раза, или на 42%.

    Крайне негативная ситуация сохраняется во внешней торговле. По итогам 2017 года страна экспортировала товаров и услуг на $ 39,5 млрд., а импортировала – на $ 44,7 млрд.
В 2013 году внешнеторговый баланс также был отрицательным – с дефицитом $ 8,48 млрд. Однако, экспорт тогда составлял $ 76,16, а импорт – $ 84,6 млрд.

   Переориентация внешней торговли Украины на европейский рынок действительно произошла – если в 2013 году доля рынка ЕС в украинском экспорте составляла 26%, то сейчас – более 40%. Однако, это было следствием неравномерного распределения общего сокращения экспорта.  При этом, основным внешнеторговым партнером Украины все равно остается Россия, и объем торговли с ней в 2017 году вырос на 15%.

    Другим важным фактором является рост в экспорте доли товаров сырьевой группы, в первую очередь – сельского хозяйства. В 2017 году мы экспортировали аграрной продукции на $ 12,9 млрд., в то время как в 2014 году – на $ 12 млрд. Соответственно,  доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта выросла с 28,8% до 41,3%.

   Уже из этих цифр наглядно видно, что перспектива "аграрной сверхдержавы" — беспросветная бедность.

    Подтверждаются эти выводы и данными относительно средней зарплаты в стране. В 2013 году средняя зарплата составила 3265 грн., что при тогдашнем курсе доллара равнялось $ 408,6. В 2018 средняя зарплата достигла 7711 грн., но в долларовом эквиваленте она сократилась до 269,6 (уменьшение  на 34%).

    На фоне всего этого государственный внешний долг вырос с $ 37,5 млрд. в 2013 году до 48,6 млрд. – в 2018 (на 29,6%).

    В  нашей программе сформулированы принципы нового политического и экономического курса возрождения Украины:

                    Принципы экономического возрождения Украины

    В основе наших подходов к возрождению экономики лежит экономический национализм.

    Это значит, что экономическую политику страны должны определять не пожелания международных партнеров и заимодавцев, и не "конъюнктура мирового рынка", а исключительно интересы самой страны и граждан Украины.

   Составляющие политики экономического национализма:

    В год Украина недополучает от внешней торговли около $ 20 млрд. При этом очередной миллиард долларов кредита МВФ подается как достижение власти.

    Открыв внутренний рынок Украина, не получила полноценного доступа к рынкам ЕС, квоты для украинской продукции мизерные.

     Для устранения дефицита внешней торговли необходимо, чтобы коэффициент покрытия экспортом импорта достиг отметки более единицы с устойчивой тенденцией к росту. Этого добиться можно при снижении импорта не менее, чем на 8%, с одновременным увеличением товарного экспорта не менее, чем на 5%. Или необходимо увеличение экспорта как минимум на 12%.

    Для стимулирования экспорта отечественных товаров партия предлагает:

    оказывать всестороннюю техническую, информационную и промоутерскую поддержку экспортерам;

    упростить процедуру лицензирования экспорта ВПК и товаров двойного назначения;— обеспечить поддержку государством предприятий, которые перерабатывают импортное сырье с последующим экспортом готовой продукции ;

   разработать гибкую систему государственного долгосрочного кредитования экспортной деятельности;

    Эти первоочередные меры позволят увеличить экспорт товаров на 5-10%.

     Украинский производитель должен иметь преференции при бюджетных закупках. Если каких-то производств в стране нет, то их нужно создавать, покупая технологии. Для таких предприятий государство должно создавать режим наибольшего благоприятствования.  Мы получим новые рабочие места и европейского качества продукцию  украинского производства.

                       Налоговая реформа

    Мы предлагаем на протяжении 5 лет провести реформирование налоговой системы с тем, чтобы устранить два налога, которые в наибольшей степени тормозят экономическое развитие – налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, а также ограничить совокупное налогообложение зарплат уровнем не выше 17%.

   На настоящий момент эти налоги фактически не выполняют своей функции

   Чтобы избежать резкого сокращения доходов государственного бюджета, НДС и налог на прибыль не будут устраняться единовременно, а станут постепенно уменьшаться вплоть до нулевой ставки. В первую очередь, будет сокращаться налогообложение вновь создаваемых предприятий.

   Одновременно будут вводиться новые налоги, прежде всего – налог на выведенный капитал и оффшорная пошлина.

   Важным направлением налоговой реформы станет ликвидация всех подразделений, занимающихся контролем над финансовым состоянием предприятий, кроме профильных структур – Государственной фискальной службы и Службы финансовых расследований.

                     Кредитно-финансовая политика

    Кредитно-финансовая политика должна существенно измениться с тем, чтобы обеспечить экономический рост.

    Для восстановления функции банковской системы как кредитора экономики необходимо:

    Отказаться от сотрудничества с МВФ, делая ставку на привлечение в страну не кредитов, а инвестиций.

   Снизить учетную ставку НБУ до 10% с перспективой ее дальнейшего снижения.

    Процент по государственным кредитам на нужды производства должен составлять не более 10%, а сами кредиты должны быть долгосрочными – до 10-15 лет, в сельском хозяйстве – до 25 лет (предельный срок аренды земли).

                 Политика привлечения инвестиций

    Привлечение инвестиций – главная задача любого государства в сфере экономики. Ключевым фактором здесь является гарантирование прав собственности, в том числе:

     госгарантии против рейдерства, включая привлечение антикоррупционных структур (рейдерство всегда предполагает коррупцию) и ужесточение ответственности за рейдерство.

   восстановление ранее действовавших налоговых льгот для сельскохозяйственных предприятий и предприятий-экспортеров,

   налоговые каникулы для новосозданных предприятий малого и среднего бизнеса сроком на 1-3 года (в зависимости от направления деятельности).

     Принятие государственной программы содействия созданию новых промышленных предприятий. При этом, любой инвестор, планирующий  вложить в страну хотя бы $ 100 тыс. и создать хотя бы 20 рабочих мест, должен получить: налоговые каникулы; снижение социального взноса для новых рабочих мест; нормы ускоренной амортизации; сниженные (вплоть до нулевой ставки) пошлины на ввоз технологического оборудования.

                                  Промышленная политика

    Промышленное производство – именно та сфера, которая позволяет производить товары с максимальным добавлением прибавочной стоимости. Поэтому развитие промышленности – ключевое условие построения конкурентоспособной экономики.

   На сегодняшний день в Украине нет министерства промышленной политики, поэтому нет ни программ, ни стратегии сохранения и развития промышленного потенциала. Поэтому первое, что необходимо для реиндустриализации Украины — это создать координирующий орган: Министерство промышленной политики и инвестиций.

                                   Аграрная политика

   Сельское хозяйство традиционно является одной из важнейших отраслей украинской     экономики, причем его значение растет. Развивая сельское хозяйство Украины, мы должны исходить из двух целей.

   Во-первых, необходимо обеспечить продовольственную безопасность Украины. Украина должна сохранить полный спектр производства продукции сельского хозяйства и иметь возможность насытить внутренний рынок своими продуктами.

    Во-вторых, необходимо учитывать, что продовольствие в современном мире становится одним из стратегических ресурсов. Поэтому необходимо усиливать экспортный потенциал украинского сельского хозяйства. При этом необходимо ориентироваться на продажу продукции с возможно большей долей добавленной стоимости – продавать не зерно, а готовые продукты.

   Базовые идеи аграрной политики партии закреплены в соответствующих законопроектах.

   Также  партия "Видродження" предлагает:

— Принять государственную программу развития сельскохозяйственного машиностроения, включая создание условий для открытия на территории Украины производств мировых лидеров.

— Стимулирование создания перерабатывающих предприятий: упрощение выделения земли, льготное кредитование, льготный ввоз оборудования.

               Инфраструктура, транспорт и строительство

   Каждое рабочее место в строительстве дает 17 рабочих мест в связанных отраслях. Именно поэтому так важны высокие темпы инфраструктурного, промышленного и жилищного строительства.

    В сфере дорожного строительства мы планируем в течение трех лет выйти на ежегодный капитальный ремонт 10 тыс. км дорог  (в текущем году планируется отремонтировать 4 тыс. км дорог).

   Кроме того, планируется выйти через пять лет на строительство не менее 1000 км новых дорог в год.

    В течение трех лет выйти на ремонт не менее 800 км ж.-д. путей ежегодно (сейчас – около 300).

   Принять стратегию развития морских портов Украины.

    В течение 10-ти лет восстановить аэропорты во всех областных центрах, открыть постоянные межрегиональные линии на самолетах малой вместимости.

       Для решения проблемы жилищного строительства предполагается:

- отменить 90% нынешних избыточных разрешительных документов на строительство;

- восстановить программы обеспечения доступным жильем и жильем для молодежи, с уровнем финансирования не менее 1 млрд. грн. в год.

                       Политика в отношении малого и среднего бизнеса

   
Доля малого бизнеса в ВВП Украины составляет около 17%, среднего – около 43%, они обеспечивают рабочими местами 35% занятого населения.
  
Для партии развитие малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач, исходя из его важной экономической и социальной функций. Ориентировочные цели – довести долю среднего бизнеса в ВВП страны до 30%, а малого – до 25%, что соответствует показателям ЕС, а долю занятого в МСБ населения – до 50%.
   
На законодательном уровне предлагаются следующие шаги:

    Снижение уровня налогообложения и введение налоговых каникул в соответствии с законом о налоговой либерализации.

   Пятилетний мораторий на проверки предприятий МСБ.

    Поддержка кооперации (прежде всего – в сельском хозяйстве).

    Гарантии размещения государственных заказов на предприятиях малого и среднего бизнеса.

    Государственная поддержка экспорта товаров и услуг малого и среднего бизнеса.

    Создание Агентства поддержки малого бизнеса – государственного учреждения, которое обеспечивает кредитование малого бизнеса на льготных условиях, содействует его участию в государственных закупках и предоставляет комплексную консультационную помощь предпринимателям.

На сайте партии, опубликована  полная программа экономического национализма и защиты национальных интересов Украины.