Партия "Відродження": В вопросе повышения минимальной зарплаты правительство загнало себя в ловушку

Відродження - партия

Обещанного правительством повышения минимальной зарплаты до уровня 4200 грн не будет. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что у Кабмина пока нет такой возможности.
  
В 2018 году рост "минималки" уже состоялся, но в пределах, установленных в Госбюджете, – до 3723 грн, как раз на уровне инфляции. В переходных положениях Бюджета этого года указано, что правительство имеет право повысить минимальную зарплату до 4200 грн по итогам первого квартала, причем дополнительного голосования в Верховной Раде для этого не требуется. Однако от этой идеи отказались в последний момент. Хотя ранее обещания снова повысить "минималку" звучали и от Президента, и от вице-премьера Павла Розенко, и от премьер-министра Владимира Гройсмана. Причины вполне ясны: сегодня показатель минимальной зарплаты уже не является той базовой величиной, от которой зависит уровень зарплат всех бюджетников, как было раньше. Виной тому – действия самого правительства по изменению системы расчета зарплат сотрудникам бюджетной сферы.

Повышение зарплат и популизм

Еще в 2016 году правительство начало кампанию с лозунгом о повышении минимальной зарплаты в два раза – до 3200 грн. Тогда эту идею с воодушевлением восприняли и все бюджетники, и парламент. Ведь по действующим на тот момент законам такое повышение "минималки" означало и двукратное увеличение заработных плат работникам бюджетной сферы. А их в Украине – более 2,3 млн человек. Но в реальности никто зарплату в два раза не повысил. Вместо этого правительство изменило систему расчета оплаты труда для бюджетников. Если раньше базой для расчета окладов была минимальная зарплата, то теперь – прожиточный минимум, а его уровень – почти вдвое ниже (1600 грн в 2017 году). Вот и получилось, что повышение зарплат состоялось только для части населения, тех, кто получал меньше 3200 грн в месяц. Их оклады не изменились – появилась доплата за разницу между их действующей ставкой и новым порогом "минималки". А вот для остальных сотрудников практически все осталось по-прежнему.
  
"Конечно, вопрос повышения зарплат для бюджетников назревал давно – из-за девальвации 2014 года их зарплаты обесценились в разы. Я хорошо помню, как во время кампании лозунг "минималка до 3200" правительство подавало обществу как большую победу. Но, к сожалению, повышения зарплат для всех не произошло. А наоборот, получилась "уравниловка": зарплаты до уровня 3200 грн подняли только самому низкооплачиваемому персоналу, а вот для тех, кто получал больше, практически ничего не изменилось. В итоге в больницах и школах почти сравнялись зарплаты квалифицированных специалистов и технического персонала. Мы считаем такой подход несправедливым", – подчеркнул Виктор Бондарь.
  
По его словам, чтобы исправить ситуацию, депутатская группа "Партия "Відродження" зарегистрировала в парламенте законопроект №6146. Им предлагается вернуть ранее действующую схему и привязать расчет всех должностных окладов бюджетников по действующей тарифной сетке к минимальной зарплате, а не к прожиточному минимуму, размер которого вдвое ниже.
  
"Законопроект депутатской группы "Партия "Відродження" даст возможность исправить ошибку правительства и установить справедливые условия начисления заработной платы бюджетникам. Сегодня наши депутаты продолжают отстаивать эту инициативу в парламенте. А пока своими манипуляциями Кабинет министров сам загнал себя в ловушку. Ведь от показателя минимальной зарплаты продолжает зависеть уровень, например, единый страховой взнос (ЕСВ), размер судебного сбора, размер налогов на зарплату для бизнеса и многое другое! Именно поэтому власть, при всем своем желании повторить "волну" об очередном повышении зарплат боится, что последствия в этот раз ощутят все граждане", – пояснил руководитель Запорожской областной партийной организации Партии "Відродження" Петр Гончарук.
  
Повышение "минималки" до уровня 4200 грн может опять коснуться только самых низкооплачиваемых бюджетных работников, однако это может вызвать недовольство других граждан. 
 
"Это – перевод сотрудников на 0,75% ставки, практика отпусков "за свой счет", переход части сотрудников из штата на выполнение работ по договору, то есть распространенные методы сохранения зарплатного фонда организации или предприятия на прежнем уровне. В худшем случае – сокращение персонала. Проблемы могут возникнуть и у получателей субсидий, ведь чем выше минимальная зарплата, тем меньше шансов на сохранение госпомощи. При ее уровне в 4100 грн выплаты могут повыситься на 477 грн (грязными) или 281 грн (чистыми). Это не окажет значительного позитивного влияния на семейный бюджет, однако может стать фактором потери субсидии ЖКХ", – подчеркивает Петр Гончарук.

Как повышение "минималки" воспримет бизнес?

Есть еще один важный момент: показатель минимальной зарплаты сегодня напрямую влияет на уровень налогообложения, размер ЕСВ для предпринимателей и налогов в фонд оплаты труда в целом. Поэтому повышение "минималки" будет способствовать наполнению Госбюджета и бюджета Пенсионного фонда. В то же время эта новость явно не обрадует бизнес. Сегодня физлица-предприниматели на упрощенной системе налогообложения обязаны платить ЕСВ (22% от минимальной зарплаты) ежемесячно, независимо от того, работает ли предприниматель в этом месяце, какие у него доход и прибыль.
  
"Сейчас такой обязательный ЕСВ составляет 819 грн, в случае повышения будет 924 грн. На первый взгляд это кажется незначительным. Но нужно принимать во внимание частоту повышений, обязательство платить ЕСВ даже для "спящих" ФОПов. Еще один пример – IT отрасль, где основные расходы составляют заработные платы. С 2018 года налогообложение высоких зарплат изменилось: максимальная величина базы начисления ЕСВ выросла. Ранее она составляла 25 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (44050 грн). В 2018 году этот показатель привязали к минимальной зарплате, и он поднялся до 15 минимальных зарплат (55845 грн). Выше этой суммы ЕСВ не начисляется. Очевидно, что с повышением минимальной зарплаты до 4200 грн "потолок" для начисления ЕСВ вырастет снова, а это означает то же увеличение налоговой нагрузки на IT-отрасль. Учитывая мобильность отрасли, Украине будет все сложнее удержать эти компании в стране", – пояснил Виктор Бондарь.
  
Он добавил, что нужно не просто механически поднимать минимальную зарплату, а в первую очередь работать над повышением производительности труда. Рост производительности будет способствовать росту экономики всей страны и, соответственно, зарплат, уверен сопредседатель депутатской группы "Партия "Відродження".
  
Производительность труда в Украине – одна из самых низких в Европе. За последние 15 лет продуктивность труда в нашей стране выросла всего на 3,21%. В такой ситуации увеличение зарплат "в приказном порядке" по заданию правительства приведет к потере конкурентоспособности украинских предприятий. Необходимо инвестировать в рост производительности труда, чтобы работники получали достойное вознаграждение и всегда имели работу, отмечают в Партии "Відродження". Рост зарплат в Украине – это задание, которое должно быть приоритетным для правительства, и для его выполнения необходимо задействовать самый широкий набор экономических инструментов, а не просто уповать на то, что формальное повышение минимальной зарплаты все решит.