01.03.2009

Статья: Запорожские производители: кто они и что производят?  - "Знай наших!"

 

 

 

 
 

купуй запорізькеНа очередной коллегии в Запорожской областной государственной администрации чиновники призвали горожан покупать местные товары. И сами же сказали – жители города не станут этого делать, потому что просто не знают, какие именно товары – запорожские, а какие – уводят деньги в другие регионы страны. Ведь, купив киевские конфеты или днепропетровскую колбасу, запорожцы отдают свои кровные в бюджет чужого города.

Оказывается, наши производители мучаются со сбытом своей продукции: запорожские супермаркеты, учредители которых находятся в Киеве, установили плату "за вход" запредельной величины. Вот и приходится запорожцам выставлять свою продукцию в небольших магазинах, а их с каждым днем все меньше. Мы не пытаемся поднять волну потребительского патриотизма в городе, но всем нам стоит знать, почему запорожские товары проигрывают конкурентную борьбу и как им (а значит, и всем нам) можно помочь.
 

Отключаем питание!

Среди всех регионов Украины Запорожье занимает далеко не последнее место в производстве продовольственной продукции. Взять хотя бы ПБК "Славутич", ЛВЗ "Хортица" или "Айс". Но сегодня даже владельцам этих брэндов приходится затягивать пояса. Что уже говорить о других, менее "раскрученных", производителях.

Производственно-животноводческий комплекс ОАО "Запорожсталь" уже много лет поставляет горожанам качественную мясную и молочную продукцию. В ассортименте ПЖК – колбасы, сливочное и подсолнечное масло, сыры. Все, как уверяет его руководство, – отменного качества, но… запорожцам, к сожалению, об этом мало известно. Из-за проблем с супермаркетами запорожсталевцам приходится реализовывать свой товар в основном только в фирменных магазинах.

- Мы бы с радостью продавались в больших точках, - говорит директор ПЖК "Запорожсталь" Евгений Миняйло, - но условия, которые те выставляют, для нас неприемлемы.

Сегодня, уверяет Евгений Николаевич, прибыль производственно-животноводческого комплекса сократилась лишь на 10%. Но огромное подорожание сырья и энергетики, по словам директора, может увеличить эту цифру во много раз.

Из-за высоких цен на газ тяжело приходится еще одному флагману запорожской пищевой промышленности – Запорожской кондитерской фабрике.

- Это просто ужас, - говорит заместитель коммерческого директора фабрики Юрий Прокофьев. – Новая стоимость газа (+60% - авт.) отображается на всем: как на стоимости сырья, так и продукции. Резко, больше чем наполовину, подорожал сахар, в четыре раза поднялась стоимость обычного ореха. И, ко всему прочему, покупательская способность населения только снижается.

– Работать очень тяжело, - резюмирует Юрий Александрович, - тем более что никаких дотаций или льгот от государства фабрика не получает.
Выживают на предприятии только за счет сокращения зарплат всем работникам. Если раньше средняя зарплата на фабрике составляла 1550 гривен, то сегодня – 1420. При этом, уверяет Юрий Прокофьев, ни одного из сотрудников фабрики еще не сократили.

Гораздо в лучшем положении чувствует себя сегодня компания "Айс Запорожье".

- Начало экономического кризиса совпало с окончанием торгового сезона, - говорят на предприятии, - что обусловило минимизацию как основных, так и дополнительных затрат. Объемы продаж этой зимой снизились всего на 15%.

Сегодня "Айс" не только не снижает темпы производства, но даже расширяет географию продаж. Сохранены, уверяют на предприятии, и рабочие места.

- У нас сокращено всего две штатных единицы, - говорит представитель предприятия. И дальнейших массовых сокращений в планах компании не предусматривается.

В числе известных производителей растительного масла в Запорожье значатся частное предприятие "Ойлпродукт", являющееся правообладателем торговой марки "Наше масло", "Олис" и ЗАО "Масложиркомбинат". Последний, к слову, закончил 2008 год с убытками свыше 460 миллионов гривен.

Еще в прошлом году прекратила свое существование торговая марка "Ольф", специализирующаяся на выпуске полуфабрикатов и хлебобулочной продукции. В этом ее основатель и бессменный директор Сергей Ольшанский обвиняет запорожские власти.

- Перед каждыми выборами меня часто вызывали в облгосадминистрацию и требовали не повышать цены на хлеб, - говорил предприниматель на прошедшем недавно в ОГА круглом столе между чиновниками и товаропроизводителями. - Власть загубила нас, не оставила никаких шансов на прибыльность. В прошлом году я продал "Ольф" и перекрестился.

На грани исчезновения находится еще один столп запорожской пищевой промышленности – 1-й пивзавод. Как заявил Юрий Бурцев - директор ООО "Запорожский пивоваренный завод", которому тот принадлежит, - предприятие еще с декабря находится в состоянии банкротства. Опять же по слухам общий долг производителя знаменитого "Жигулевского" составляет 690 тысяч гривен.

Чтобы поддержать местных производителей и не дать им погибнуть от кризисных цен, запорожская власть предлагает создать единый запорожский товарный знак. Это поможет горожанам без проблем увидеть на полках магазинов местную продукцию и своей покупкой проявить так необходимый сегодня региональный патриотизм. (Однако подобные идеи запорожская власть выдвигает по три раза на день, начиная с 90-х годов, если же ей удастся что-то из задуманного реализовать, пока не поздно, – это многих удивит - ред).


Вас еще не обули?

В нашем городе можно не только есть запорожское. В городе существует много фирм, выпускающих мебель, одежду и бытовую химию. И если постоянный поиск запорожского среди гор продуктов может показаться долгим и утомительным, то к таким крупным покупкам, как, например, мебель, в любом случае нужен серьезный подход. И здесь нужно "знать наших". Компании "РЕАЛ-Мебель", "Мастер-форм" предлагают запорожцам коллекцию мебели для дома – начиная с прихожей и кухонь и заканчивая обстановкой вашего офиса. Всё производится на современном оборудовании с использованием высококачественных материалов и комплектующих ведущих европейских поставщиков. Здесь нельзя не заметить преимущества нашего производителя: материал используется по большей части зарубежный (что даже для великих критиков свидетельствует о качестве материала), но сама мебель изготавливается на месте, с учётом именно наших домов и особенностей запорожских квартир. Кроме всего прочего, компания "Ариана" предлагает встраиваемую бытовую технику и ортопедические матрацы, ТМ "Пехотин" – мебель из экологически чистых материалов. Причём все компании предоставляют гарантию.

Главная проблема, о которой говорят все запорожские производители, – в том, что горожане не знают, что выпускают в Запорожье, а что – за его пределами. У большинства запорожских брэндов нет нормальных рекламных компаний. А если товар не знают – его и не будут покупать. А с национальными и транснациональными компаниями и их рекламными бюджетами наш производитель не в силах тягаться.

С запорожской обувной фабрикой "Мида" в городе хорошо знакомы. Ведь фирма выпускает повседневную обувь для широких масс населения, а цены также рассчитаны на большой круг покупателей. О запорожском производителе женской одежды "Селена" горожане хоть и наслышаны, но клиентами фирмы становиться не спешат. Многие жалуются на высокие цены, хотя качество, естественно, не сравнится с китайским и турецким ширпотребом. Сама компания хоть и уделяет внимание продукции для отечественного рынка, в большее мере всё же занимается экспортом товара за рубеж, в частности в города Германии.

- Мы сталкиваемся с большой конкуренцией со стороны, как ни странно, мелких производителей, - рассказали в ОАО ПТФ "Селена". – У них намного меньше цена, но качество – сами понимаете. Наша фирма 60-70% продукции экспортирует в страны ЕС. И там эта одежда пользуется спросом и довольно конкурентоспособна. Так почему у наших людей возникают сомнения, покупать товар запорожского производителя или нет?

Кроме "Селены", в Запорожье есть еще один производитель одежды – фирма "Юджения". Здесь изготавливают лучшую в Украине одежду из текстильной кожи.

Вот с чем точно не знакомы запорожцы, так это с нашим производителем различной химической продукции. Запорожское госпредприятие "Кремнийполимер" не даёт рекламу на телевидении вместе с разными "галами" и "тайдами". Хотя вполне могло бы. Торговая марка "Купава" от предприятия выпускает отбеливающие и дезинфицирующие средства и гели "Белизна-Купава", шампуни и бальзамы для волос "Купава" и "Скарлетт", моющие, полирующие и чистящие средства (например, "Крот-К" - для удаления загрязнений в водопроводных и канализационных трубах). Кроме вышеперечисленного, под данной торговой маркой выпускаются средства для ухода за животными – специальные шампуни, моющие и обеззараживающие средства для ухода за домашней живностью. Запорожье обеспечено и свежим дыханием: зубная паста "Купава" прошла клинические испытания в учреждениях Минздрава Украины и Министерства охраны здоровья Болгарии.

Как видите, товаров запорожского производителя у нас хватает: есть во что своё одеться, обуться и чем дом обставить. Но крупные предприятия других регионов, и особенно европейских стран, вытесняют местных производителей с рынка. Запорожские фирмы предлагают хотя бы на время кризиса ввести мораторий на некоторые пункты закона, особенно те, которые запрещают давать преимущества представителям местного малого и среднего бизнеса. Ведь это поддержка нашего же региона и нашего бюджета.


Через тернии к прилавкам

В Запорожской области еще до недавнего времени (до кризисного) работали 255 производителей, основной вид деятельности которых – изготовление пищевой продукции.

На рынке правит бал только конкуренция. Даешь недорогой и качественный продукт – милости просим. Со временем выясняется, как проявляет себя тот или иной товар и стоит ли его заказывать в дальнейшем. Маленькие и фирменные магазины также не создают никаких преград. Небольшие точки работают по тому же принципу, что и рынок, а фирменные магазины реализовывают свою же продукцию. Тогда почему запорожским производителям сложно пробиться в торговые сети?

– Некоторые супермаркеты требуют поистине грабительские взносы, – возмущается директор производственно-животноводческого комплекса ОАО "Запорожсталь" Евгений Миняйло, – Например, сумма первого взноса может составлять 8 тысяч гривен. За каждое наименование товара мы должны доплачивать в среднем 300 гривен. Представьте, в какую это копейку влетит, если выставить весь наш ассортимент – несколько десятков видов мясной продукции.

При этом поставщик должен отдельно вносить плату за полочку, на которой представлен товар, и за то, насколько "красиво" смотрится продукция на полке.

Учитывая такие затраты, становится понятно, насколько сложно состязаться местным (еще не разрекламированным) производителям со всеукраинскими, а тем более зарубежными.

Правда, со временем сотрудничество с супермаркетами претерпело некоторые изменения. Раньше супермаркеты могли запросто поставить производителя перед фактом, что его продукция больше не будет размещаться. Хотя это и неправильно.

– Производитель должен понимать причины отказа, чтобы в дальнейшем исправить недостатки. Должен знать о результатах рейтинга продаж, если таковой проводится. В противном случае поставщик лишается возможности вовремя сориентироваться и провести акцию со скидками для потребителя, промоакцию, – как-то жаловалась заместитель директора по маркетингу и продажам производственно-коммерческой фирмы "Ольф" Инесса Покотилова.
 

Со временем эти проблемы ушли, а на смену им пришли новые

– Крупные сетевые клиенты стали требовать увеличения скидок, угрожая расторжением договора. Производитель оказывается в сложной ситуации: мы понимаем, как тяжело сегодня горожанам, и не имеем морального права снова поднимать цену на хлеб, однако, приняв условия супермаркетов, мы понесем серьезные убытки. В случае отказа на полках сетевых магазинов появится несвежий хлеб, привезенный из других городов, где согласились предоставить значительную скидку. Кроме того, возникла большая проблема с возвратом денег. Например, по договору супермаркет, регулярно получая продукцию, имеет отсрочку по оплате в 14 дней. Проходит 18-20 дней, оплата не поступает – в таком случае мы вынуждены прекратить поставку, – поясняет директор по продажам и логистике ГК "Хлебодар" Сергей Бычков.

Но, даже учитывая все вышесказанное, нужно отдать должное представителям и руководству супермаркетов. Они не занимают какой-либо "национально-шовинистической" принципиальной позиции относительно того или иного производителя. Им по большому счету все равно, из Винницы вы или из Запорожья. Их основная цель – работать, развиваться, извлекать максимальную выгоду, угождая покупателю. И что делать, если часто из-за этой любви к выгоде они игнорируют запорожского производителя? (С подобной проблемой пришлось столкнуться и маркетологам в общении с представителями сети супермаркетов "АТБ".)

Специалисты утверждают: то, что сейчас происходит в стране – это не кризис, это его начало. Пик экономических "американских горок" украинцы почувствуют осенью. И, чтобы выжить, запорожцам нужно вспомнить о потребительском патриотизме и помочь наполнить местный бюджет, покупая продукцию запорожских производителей.


Анастасия ПОЙДА, Наталья ШАХОВА, Анна ПОХВАЛИТОВА  ("Истеблишмент" от 26.02.2009)
 

..
  Дополнительно:  

В тему:


Статьи:
12.12.08. Элитные особняки запорожцев на берегах Днепра
05.10.08. Проекты застройки Запорожья (от 2008 года)
14.09.08. Открытие центрального ЗАГСа ("ПУПа") (+ Фото)
31.07.08. Что построят в Жовтневом районе
03.07.08. Десять самых красивых и ужасных зданий Запорожья
 
     
(Обновлено: 01.03.2009)