30.03.2009

Статья: "ОДНОКЛАССНИКИ" - НОВОЕ ОРУЖИЕ ПОЛИТИКИ

 

 

 

 
 

Тимошенко вконтактеСайты "Одноклассники", "В контакте" и прочие социальные сети – уже не просто способ общения между людьми - это мощный инструмент политического пиара. Добавляя себе в "друзья" Владимира Литвина, Арсения Яценюка или Владимира Путина, мы способствуем распространению нового вируса под названием "политический пиар в социальных сетях". Кстати, подобной практикой не пренебрегают и запорожские ВИПы. Зачем первые лица страны висят в Интернете и как используют наши анкеты в продвижении своего образа, узнал "ИТ".

В
ы не поверите, но именно благодаря социальным сетям Барак Обама выиграл выборы. Под Обаму были созданы несколько социальных сетей, таких, как my.barackobama.com. Вскоре поклонники чернокожего политика, их друзья и родственники сделали из агитационного блога подобие российских "Одноклассников". Так Обама не только продвинул свой образ в массы, но и заработал немаленькую сумму.


Президенты on-line

Не брезгуют социальными сетями и российские политические зубры. Владимиров Путиных в "Одноклассниках" около 150, но только три из них - с фотографией российского премьера. Не меньше анкет и с именем Дмитрия Медведева. Правда, как и в случае с Путиным, лишь малость из них содержат фото президента. Зато на одной из таких страничек мы наши парочку любопытных групп с огромным количеством участников. В них модераторы предлагают задавать вопросы власти и обсуждать политическую ситуацию. На главном фото группы - изображения Путина и Медведева.

Вот это и есть один из ярчайших примеров использования социальных сетей в политическом пиаре. Понятно, что Путин с Медведевым могут и не знать о существовании их анкет, но это и не нужно. Пиар-техлология удачно работает без них. Люди обсуждают политиков, оставляют комментарии под их фото, добавляют себе в друзья, одним словом, крутят колесо пиара. Учитывая оперативность, с которой работают спецслужбы РФ, думать, что они могли бы просто так пропустить в Интернете двойников первых лиц страны, которые насобирали минимум по 500 друзей, не приходится.
Если спецслужбам что-то не нравится - это сразу исчезает из Интернета. В этом мне удалось убедиться лично. Еще недавно я была участницей группы на "Одноклассниках", которая собирала карикатуры, шаржи и анекдоты о сладкой парочке Путин-Медведев. Группа была уморительная, но просуществовала недолго. Менее чем за месяц она была удалена администрацией сайта.

Российская оппозиция тоже использует сайт на полную катушку. В "Одноклассниках", по заверениям администрации сайта, висят настоящие Жириновский и Немцов. Как вы понимаете, их анкеты представляют собой не просто страничку в Интернете, а настоящие фановские блоги.
 

На запах Интернета

Украинский президент и премьер пока технологией охмурения людей через социальные сети не овладели. В "Одноклассниках" есть по паре анкет Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко, но явно не рекламного содержания. Впрочем, не все украинские политики так недальновидны. Некоторые из них, может и не умышленно, но последовали опыту Обамы.

Экс-спикеры Арсений Яценюк, Иван Плющ, спикер Владимир Литвин, народные депутаты Нестор Шуфрич (ПР) и Валерий Писаренко (БЮТ) представлены в социальных сетях достаточно широко. Правда, как уверяют в пресс-службах этих политиков, никакого отношения к анкетам они не имеют. В пресс-службе Нестора Шуфрича пожаловались, что уже не единожды обращались к администрации "Одноклассников" с просьбой убрать анкеты, но ответа так и не получили.

Но есть в "Одноклассниках" и вполне реальные политики. Депутаты от БЮТ Андрей Шевченко, Евгений Суслов и Андрей Шкиль, их коллеги из НУНС Олесь Доний и Владимир Стретович, "регионалы" Дмитрий Святаш, Виталий Хомутынник и Елена Бондаренко вполне серьезно сидят в "Одноклассниках", собирая на своих страничках не только друзей, но и поклонников. Есть в сети даже серый кардинал украинской политики Виктор Балога. И как нашептывают на ушко в Секретариате президента, вполне реальный.


Запорожье в Сети

Посиживают в "Одноклассниках" и запорожские политики: заместители губернатора Геннадий Фукс и Роман Дригинич, депутаты горсовета Андрей Иванов и Евгений Черняк. О том, что эти известные и чрезвычайно занятые люди делают в социальных сетях, "ИТ" спросил у них лично. Роман Дригинич не стал отпираться и признался, что знает о пиаровских возможностях социальных сетей:

- Политиков нельзя сравнивать с простыми людьми, сидящими в социальных сетях. Обыкновенные пользователи сидят там, чтобы расширить круг знакомств, установить контакт с друзьями, а для политиков это - инструмент самопиара. Я обратил внимание на страницы Путина, Медведева. Понятно, что они были созданы для пиара.

Свою анкету в социальной сети Роман Дригинич оправдывает как политической необходимостью, так и человеческим любопытством:

- Я сижу не потому, что хочу, а потому, что должность обязывает. Нужно держать руку на пульсе народа. Я с радостью принимаю в друзья журналистов, людей, интересующихся политикой, но самих политиков у меня в друзьях нет. И все-таки "Одноклассники" для меня - скорее способ общения, чем пиара.

Его коллега Геннадий Фукс, который хоть и редко, но все же заходит на свою анкету, объясняет это увлечение так:

- На "Одноклассниках" меня зарегистрировал сын. Мне стало интересно пообщаться с одноклассниками, однокурсниками и друзьями детства. Но не думаю, что можно воспринимать мое нахождение на сайте как пиар. 90 процентов людей, которые смотрят мою анкету, - это знакомые. Хотя периодически заходят и журналисты. Наверное, из любопытства.

Еще более простая и по-настоящему деловая аргументация у депутата горсовета, владельца ТМ "Хортица" Евгения Черняка. Несмотря на то, что большинство интернет-друзей Евгения Александровича - девушки, цель общения с ними у него исключительно деловая. "Я сижу на обратной связи и рекрутинге", - ответил бизнесмен. Причем Черняк уверил меня, что таким образом нашел уже не одну кандидатуру.

Альтруистическое оправдание и у депутата горсовета Андрея Иванова.

- С политиками на "Одноклассниках" не общаюсь, только с друзьями из школы и института, - рассказал "регионал". - Пишу, когда бывает свободное время. На фоне всеобщей грусти хорошо получать письма и писать их, то есть обмениваться информацией с теми людьми, которые тебе интересны. Бывают и любопытные знакомства.

То есть понимание возможностей социальных сетей у запорожских, да и украинских, политиков уже есть. Как скоро практика использования наших с вами анкет в политических целях станет массовой? Очень скоро. Эта эпидемия полностью захватила Америку и Россию, а значит, и наша страна на очереди. Что остается нам с вами, интернетовским "чайникам"? Расслабиться и получать удовольствие. Мы же смирились с тем, что телевидение невозможно без рекламы.
 

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Евгений Смаглюк, агентство прямых коммуникаций "Social Interactive Media":

- После успешной интернет-кампании Барака Обамы в Украине, как и в других странах, политики начали активно использовать социальные медиа для своего продвижения. Но украинские политики, в отличие от своего американского коллеги, в последнюю очередь используют социальные медиа для непосредственного общения с избирателями. Блоги и социальные сети переполнены политическими баталиями. Армия райтеров по заказу поливает грязью политических оппонентов. Такая ситуация не повышает уровень доверия к политикам. Маловероятно, что человек, который действительно хочет пообщаться с политическим лидером, сможет это сделать. Поэтому в будущем на успех может рассчитывать тот политик, который захочет услышать каждого избирателя и найдет для этого эффективный инструмент. Таким инструментом сегодня могут быть социальные сети, что и доказал Барак Обама.

Татьяна Хитрик, PR-консультант:

- Социальные сети - мощнейший ресурс, обладающий огромным потенциалом. Их ценность, а главное, эффективность не вызывают сомнений. Это своего рода народные СМИ с высоким уровнем доверия. Использование социальных сетей в политическом PR, помимо вышеупомянутого доверия, имеет ряд других преимуществ, а именно: максимально быстрое тиражирование и цитирование информации, высокую интерактивность общения с избирателями.

Контентные сервисы, которые становятся популярнее с каждым днем, используются политиками не только для размещения важных выступлений и интервью, а и для так называемого вирусного контента (юмористические ролики, видеоклипы и прочее). Но основные преимущества PR в Интернете состоят в минимальной ответственности за ту информацию, которую политики размещают в блогосфере, и малобюджетность данного PR-инструмента. Социальные сети находятся едва ли не на пике своей популярности, а это гарантирует их активное использование кандидатами на предстоящих выборах.

Ирина Бекешкина, социолог:

- Все наши политики пытаются быть выбранными через рекламу. У нас политическая деятельность отличается от западной. Там тоже необходима реклама, но все-таки политиков оценивают по тому, что они делают. Кстати, пиар - это связь с общественностью, а не реклама самих себя. Политики же стараются быть везде, им кажется, если они будут везде, их могут выбрать. Это имеет смысл, если человек не узнаваем, но если он уже узнаваем, то реклама на его шансы влияет мало. Наоборот, людей это нервирует.


Юлия ЧУДНОВЕЦ  ("Истеблишмент" от 20.03.2009)
 

..
  Дополнительно:  

В тему:


Статьи:
10.03.09. Владимир Артемьев: "Тина Кароль тырила у Саши Панайотова хлеб"
12.12.08. Элитные особняки запорожцев на берегах Днепра
03.09.07. Дворцовые тайны запорожских VIPов
22.05.07. "Европейский бизнесмен - Зусманович"
19.05.07. "Звезды шоу-бизнеса из Запорожья"
11.05.07. "Масти запорожской власти"
 
     
(Обновлено: 25.03.2009)