|
Однажды журналист "ИТ" под видом продавца уже внедрялся в запорожский
супермаркет, после чего на страницах газеты рассказал читателям много
интересного об уловках магазинов в попытке сбыть просроченную продукцию.
Оказывается, в супермаркетах бытовой техники ситуация не лучше. Здесь также
пытаются обмануть клиента, однако страдает не желудок, а кошелек: покупка
бракованного телевизора или холодильника - дорогое удовольствие. В этом я
убедилась, лично устроившись на стажировку в один из запорожских магазинов
бытовой техники.
Проверка знаний
Накануне встречи с руководителем среднего звена супермаркета мне прочитал
краткий курс "телевизорологии" и "пылесосоведения" знакомый продавец бытовой
техники. Я мало что поняла, но терминологию запомнила. И вот после заполнения
груды анкет и непонятных тестов я наконец-то встретилась с менеджером. Началась
проверка, во время которой я чувствовала себя Шараповым в логове банды. Как бы
не выдать, что я ничего не смыслю в технике? Менеджер начал "допрос":
- Пара простых вопросов. Как вы объясните, в чем особенность соло-печи?
- Это печь, которая разогревает продукты только СВЧ-излучением. В ней нет гриля.
- А будет ли вытяжка мощностью 1600 кубов эффективно работать на кухне с
квадратурой 10 метров?
- Конечно, более чем, - пытаясь придать уверенности голосу, отвечала я.
- А что обозначает надпись "НЕРА" на пылесосах?
- Это значит, что в них стоит фильтр класса "Хепа", - с ухмылкой отвечаю я,
стараясь не перепутать буквы непонятного названия, заученного днем раньше.
- Ну и последний вопрос. Что такое газ-контроль?
- Это система контроля на печах и духовках, перекрывающая подачу газа при
отсутствии огня - фактически температурный датчик.
- Мы вам позвоним.
Спустя два дня меня пригласили на стажировку…
Швабра и тряпка - мои орудия труда
Прихожу за 15 минут до открытия магазина. Как и любая другая работа, эта
началась с перекура, во время которого мне рассказали, кто в каком отделе
работает, как зовут директора, а также поведали свои "бытовые" приколы. Но с
открытием магазина веселье закончилось: старший продавец торжественно вручил мне
тряпку, показал, где лежит швабра, всучил каталоги и журналы о товарах, а также
"Положение о правах потребителя". Один из бывалых продавцов-консультантов,
Андрей, сразу пошёл на контакт. Он провел для меня экскурсию по магазину и
объяснил, что главное сегодня - наблюдать и запоминать.
- Подходить к потенциальному покупателю нужно тогда, когда он, уже поглазев на
все витрины, задерживается надолго у какого-то определенного товара, - между
делом рассказывает мне Андрей. - И запомни - ты продаешь не то, что ему надо, а
то, что тебе выгоднее. То есть то, что дороже, что залежалось на складе или
имеет скрытые, но известные тебе дефекты.
Вот вам и защита прав потребителей.
Гости, тюлени и терпилы
Как и в каждой профессии, у продавцов бытовой техники есть свой сленг. Так, все
клиенты делятся на гостей - людей, которые стабильно заходят каждый день в
магазин как на работу; тюленей - людей, которые просто пришли поглазеть; и
терпил - клиентов с сервисным товаром.
Но отдельная категория - это, наверное, простаки, уж извините за выражение. Эти
люди приходят в магазин за серьезной, недешевой покупкой, но тем не менее они
понятия не имеют, чего хотят. Вот на таких и наживаются предприимчивые продавцы.
На моих глазах семье сельских жителей был именно "впарен" дорогой телевизор с
одним поломанным динамиком. Спросите, как? Все было представлено как телевизор с
монозвуком - мол, один динамик и должен быть. И веский довод: "А зачем вам нужно
стерео: у нас всего один канал в нем вещает, да и то не всегда, а так
сэкономите". В общем, крестьяне ушли довольные.
Протирая, как настоящий стажёр, пыль, я наблюдала еще один поучительный пример.
Тут уже честь и хвала напору продавца.
- Вы хотите приобрести эту печь?
- Да.
- Корпус из нержавейки?
- Да, наверное. Мы вот думаем - может, эмаль...
- Нет, не стоит. Эмаль будет в себя впитывать грязь и жир, вам придется ее
постоянно скоблить, она начнет отпадать. Вам это нужно?
- Да нет, у нас была печь...
- А нержавейку достаточно просто протереть: сначала влажной тряпкой, а потом
сухой. Вот у нас, кстати, есть салфетки, я вам сейчас в чек впишу...
- Подождите....
- Кстати! Духовкой часто пользуетесь?
- Ну, тёща пирожки жарит иногда...
- Потом, наверное, вам приходится отчищать противень?
- Ну, иногда мне, иногда жене...
- Есть универсальное средство для чистки плит и духовок. И средство, и печи
изготавливает один и тот же производитель. Попробуйте - вот самая маленькая
баночка... Оп! Уже разобрали... Но я себе домой отложил пару банок. Они большие,
их на месяц хватает. В принципе, могу одну отдать. Да и дома еще чуть-чуть
осталось...
- А когда следующие придут?
- Ну, недели через две...
- Давайте мы обе возьмем - попробуем...
Вмешивается жена покупателя:
- А вы скидку сделаете?
- Да, конечно, сохраняйте чеки, и при следующей покупке вы обязательно получите
скидку, а сейчас давайте пройдем к кассе и оформим бесплатную доставку на ВАШ
товар.
И попавшиеся на уловку покупатели уже расплачиваются в кассе.
Мораль сей басни такова. Приблизительная разница между печами - 400 гривен
(эмаль/нержавейка). В итоге куплена нержавейка за 3599 грн, салфетки за 59 грн и
2 банки химической жидкости по 99 грн каждая.
После увиденного бросилась и я на амбразуру - дайте и себя попробовать! А вот и
клиент плывет мне в руки. Консультирую по какому-то супермегапроигрывателю.
- Он mp3 читает? - спрашивает девушка-клиентка.
- Да.
- А mp4? - девушка, видимо, имела в виду mpeg4, но это был "чисто женский
разговор", так что нюансы неважны.
- Да, - отвечаю. А потом подумала и добавила: - А еще mp5 и mp6.
Девушка купила товар и ушла довольная, и вправду думая, что он у нее супермега.
Весь отдел посмеивался еще пару часов.
НА ЗАМЕТКУ ПОКУПАТЕЛЮ
1. При покупке техники вам обязаны ее проверить еще в магазине.
2. Возьмите инструкцию и сами проверьте комплектацию товара. К примеру, к
пылесосу в комплекте идут 10 запасных разовых мешков, а продавец может
попытаться продать их вам отдельно.
3. Проверьте наличие фирменной упаковки: на ней должны стоять название фирмы,
модель товара и его технические характеристики.
4. И в магазине, и дома (при доставке товара) проверьте его на отсутствие
дефектов.
5. Проверьте, нет ли акционной наклейки на товаре.
6. Если вы не первый раз приходите в магазин, то при покупке старайтесь найти
продавца, который консультировал вас в прошлый раз. Так больше вероятность того,
что вы получите скидку.
Секрет фирмы
Меня приняли за свою и уже на обеденном перерыве поведали тайны "бытовухи".
Например, излюбленные слова, льстящие покупателям, - акция и распродажа. На них
ведутся все. Но обычно акционный товар - это товар с дефектом. А если вы слышите
о распродаже 90% - будьте внимательны: это не 90%-ная скидка, а 90% товара
продается с небольшой скидкой.
Очень часто товар, продающийся в магазинах бытовой техники, вообще не
сертифицирован: ни инструкций, ни гарантий. Для пущей убедительности их просто
перепечатывают с других, легальных, товаров.
Если товар оказался бракованным, вернуть его в течение 14 дней, что входит в
права потребителя, - в принципе нереально. Сначала попробуйте доказать продавцу,
что это не вы испортили товар. В таких случаях они чаще идут на обмен, и только
если дефект незначительный.
Бывают случаи, когда бракованный товар умельцы продают как, например, телефон с
эффектом трещины. А на моих глазах поцарапанный с одной стороны телевизор
попросту аналогично поцарапали с другой - вот вам и тюнинг.
В общем, домой я ушла, набравшись неприятных впечатлений, а на место стажировки
больше не возвращалась. Работа, конечно, веселая, но обманывать честной народ не
хочется: не факт, что сама не останусь у разбитого корыта.
Анастасия ПОЙДА ("Истеблишмент"
от
14.05.2009)
|
.. |