18.05.2009

Статья: Как запорожцев обманывают в магазинах бытовой техники – "Бытовуха по-запорожски"

 

 

 

 
 

Однажды журналист "ИТ" под видом продавца уже внедрялся в запорожский супермаркет, после чего на страницах газеты рассказал читателям много интересного об уловках магазинов в попытке сбыть просроченную продукцию.

Оказывается, в супермаркетах бытовой техники ситуация не лучше. Здесь также пытаются обмануть клиента, однако страдает не желудок, а кошелек: покупка бракованного телевизора или холодильника - дорогое удовольствие. В этом я убедилась, лично устроившись на стажировку в один из запорожских магазинов бытовой техники.


Проверка знаний

Накануне встречи с руководителем среднего звена супермаркета мне прочитал краткий курс "телевизорологии" и "пылесосоведения" знакомый продавец бытовой техники. Я мало что поняла, но терминологию запомнила. И вот после заполнения груды анкет и непонятных тестов я наконец-то встретилась с менеджером. Началась проверка, во время которой я чувствовала себя Шараповым в логове банды. Как бы не выдать, что я ничего не смыслю в технике? Менеджер начал "допрос":

- Пара простых вопросов. Как вы объясните, в чем особенность соло-печи?

- Это печь, которая разогревает продукты только СВЧ-излучением. В ней нет гриля.

- А будет ли вытяжка мощностью 1600 кубов эффективно работать на кухне с квадратурой 10 метров?

- Конечно, более чем, - пытаясь придать уверенности голосу, отвечала я.

- А что обозначает надпись "НЕРА" на пылесосах?

- Это значит, что в них стоит фильтр класса "Хепа", - с ухмылкой отвечаю я, стараясь не перепутать буквы непонятного названия, заученного днем раньше.

- Ну и последний вопрос. Что такое газ-контроль?

- Это система контроля на печах и духовках, перекрывающая подачу газа при отсутствии огня - фактически температурный датчик.

- Мы вам позвоним.

Спустя два дня меня пригласили на стажировку…


Швабра и тряпка - мои орудия труда

Прихожу за 15 минут до открытия магазина. Как и любая другая работа, эта началась с перекура, во время которого мне рассказали, кто в каком отделе работает, как зовут директора, а также поведали свои "бытовые" приколы. Но с открытием магазина веселье закончилось: старший продавец торжественно вручил мне тряпку, показал, где лежит швабра, всучил каталоги и журналы о товарах, а также "Положение о правах потребителя". Один из бывалых продавцов-консультантов, Андрей, сразу пошёл на контакт. Он провел для меня экскурсию по магазину и объяснил, что главное сегодня - наблюдать и запоминать.

- Подходить к потенциальному покупателю нужно тогда, когда он, уже поглазев на все витрины, задерживается надолго у какого-то определенного товара, - между делом рассказывает мне Андрей. - И запомни - ты продаешь не то, что ему надо, а то, что тебе выгоднее. То есть то, что дороже, что залежалось на складе или имеет скрытые, но известные тебе дефекты.
Вот вам и защита прав потребителей.


Гости, тюлени и терпилы

Как и в каждой профессии, у продавцов бытовой техники есть свой сленг. Так, все клиенты делятся на гостей - людей, которые стабильно заходят каждый день в магазин как на работу; тюленей - людей, которые просто пришли поглазеть; и терпил - клиентов с сервисным товаром.

Но отдельная категория - это, наверное, простаки, уж извините за выражение. Эти люди приходят в магазин за серьезной, недешевой покупкой, но тем не менее они понятия не имеют, чего хотят. Вот на таких и наживаются предприимчивые продавцы.

На моих глазах семье сельских жителей был именно "впарен" дорогой телевизор с одним поломанным динамиком. Спросите, как? Все было представлено как телевизор с монозвуком - мол, один динамик и должен быть. И веский довод: "А зачем вам нужно стерео: у нас всего один канал в нем вещает, да и то не всегда, а так сэкономите". В общем, крестьяне ушли довольные.

Протирая, как настоящий стажёр, пыль, я наблюдала еще один поучительный пример. Тут уже честь и хвала напору продавца.

- Вы хотите приобрести эту печь?

- Да.

- Корпус из нержавейки?

- Да, наверное. Мы вот думаем - может, эмаль...

- Нет, не стоит. Эмаль будет в себя впитывать грязь и жир, вам придется ее постоянно скоблить, она начнет отпадать. Вам это нужно?

- Да нет, у нас была печь...

- А нержавейку достаточно просто протереть: сначала влажной тряпкой, а потом сухой. Вот у нас, кстати, есть салфетки, я вам сейчас в чек впишу...

- Подождите....

- Кстати! Духовкой часто пользуетесь?

- Ну, тёща пирожки жарит иногда...

- Потом, наверное, вам приходится отчищать противень?

- Ну, иногда мне, иногда жене...

- Есть универсальное средство для чистки плит и духовок. И средство, и печи изготавливает один и тот же производитель. Попробуйте - вот самая маленькая баночка... Оп! Уже разобрали... Но я себе домой отложил пару банок. Они большие, их на месяц хватает. В принципе, могу одну отдать. Да и дома еще чуть-чуть осталось...

- А когда следующие придут?

- Ну, недели через две...

- Давайте мы обе возьмем - попробуем...

Вмешивается жена покупателя:

- А вы скидку сделаете?

- Да, конечно, сохраняйте чеки, и при следующей покупке вы обязательно получите скидку, а сейчас давайте пройдем к кассе и оформим бесплатную доставку на ВАШ товар.

И попавшиеся на уловку покупатели уже расплачиваются в кассе.

Мораль сей басни такова. Приблизительная разница между печами - 400 гривен (эмаль/нержавейка). В итоге куплена нержавейка за 3599 грн, салфетки за 59 грн и 2 банки химической жидкости по 99 грн каждая.

После увиденного бросилась и я на амбразуру - дайте и себя попробовать! А вот и клиент плывет мне в руки. Консультирую по какому-то супермегапроигрывателю.

- Он mp3 читает? - спрашивает девушка-клиентка.

- Да.

- А mp4? - девушка, видимо, имела в виду mpeg4, но это был "чисто женский разговор", так что нюансы неважны.

- Да, - отвечаю. А потом подумала и добавила: - А еще mp5 и mp6.

Девушка купила товар и ушла довольная, и вправду думая, что он у нее супермега. Весь отдел посмеивался еще пару часов.


НА ЗАМЕТКУ ПОКУПАТЕЛЮ

1. При покупке техники вам обязаны ее проверить еще в магазине.
2. Возьмите инструкцию и сами проверьте комплектацию товара. К примеру, к пылесосу в комплекте идут 10 запасных разовых мешков, а продавец может попытаться продать их вам отдельно.
3. Проверьте наличие фирменной упаковки: на ней должны стоять название фирмы, модель товара и его технические характеристики.
4. И в магазине, и дома (при доставке товара) проверьте его на отсутствие дефектов.
5. Проверьте, нет ли акционной наклейки на товаре.
6. Если вы не первый раз приходите в магазин, то при покупке старайтесь найти продавца, который консультировал вас в прошлый раз. Так больше вероятность того, что вы получите скидку.


Секрет фирмы

Меня приняли за свою и уже на обеденном перерыве поведали тайны "бытовухи". Например, излюбленные слова, льстящие покупателям, - акция и распродажа. На них ведутся все. Но обычно акционный товар - это товар с дефектом. А если вы слышите о распродаже 90% - будьте внимательны: это не 90%-ная скидка, а 90% товара продается с небольшой скидкой.

Очень часто товар, продающийся в магазинах бытовой техники, вообще не сертифицирован: ни инструкций, ни гарантий. Для пущей убедительности их просто перепечатывают с других, легальных, товаров.

Если товар оказался бракованным, вернуть его в течение 14 дней, что входит в права потребителя, - в принципе нереально. Сначала попробуйте доказать продавцу, что это не вы испортили товар. В таких случаях они чаще идут на обмен, и только если дефект незначительный.

Бывают случаи, когда бракованный товар умельцы продают как, например, телефон с эффектом трещины. А на моих глазах поцарапанный с одной стороны телевизор попросту аналогично поцарапали с другой - вот вам и тюнинг.

В общем, домой я ушла, набравшись неприятных впечатлений, а на место стажировки больше не возвращалась. Работа, конечно, веселая, но обманывать честной народ не хочется: не факт, что сама не останусь у разбитого корыта.


Анастасия ПОЙДА ("Истеблишмент" от 14.05.2009)
 

..
  Дополнительно:  

В тему:


Статьи:
18.05.09. Молодые запорожские депутаты - о своем предназначении
27.04.09. Террор
26.04.09. Как кризис грызет запорожские вузы
30.03.09. "Одноклассники" - новое оружие политики
18.03.09. Где лучше хранить деньги в период кризиса?
02.03.09. Смерть ребенка в запорожском роддоме. Врачи не виноваты? ("РОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ!")
02.03.09. Олигарх крупным планом – Виктор Пинчук
01.03.09. Запорожские производители: кто они и что производят?  - "Знай наших!"
26.01.09. Замороженное строительство Запорожья
 
     
(Обновлено: 18.05.2009)