02.09.05 Запорожская реклама. Это диагноз!

Предисловие от ZaБора:
Данная статья старая, но до сих пор актуальная. Отчасти...  
 

Интуитивно мы догадываемся, что реклама – это двигатель прогресса, но слышать ее и видеть упорно не желаем. Однако, как ни крути, от рекламы далеко не уйти - нельзя без нее строить светлое капиталистическое будущее!
Если взять для примера «загнивающий Запад», то у них там с рекламой вообще все не по-детски – там в цене каждого продукта уже заложены траты на рекламу. Получается так, что курильщик, покупая пачку «Мальборо» за один доллар, 30 центов из этого доллара платит, за то, что его убедили купить сигареты именно этой марки. У них это называется - инвестиции в рекламу, которые планируются еще при запуске продукта в производство. Ну, не дикость?
Но это далекий Запад, а что же происходит с рекламой у нас – в славном городе Запорожье?
 

Кто лучший?


Пообщавшись со многими руководителями РА и с рядовыми работниками, я узнал, что только ленивый не называет себя профессионалом. Лучшими же, чаще всего, называли Капрова и Пархоменко (РА «Спрос»). Хотя… и в других агентствах есть профессионалы. Мне их даже показали. Однако было не заметно, чтобы эти профессионалы уж очень-то процветали. К слову сказать, запорожские агентства, большей частью, ютятся в переоборудованных под офисы жилых квартирах, в других небольших помещениях и даже в подвалах.
 

О положении рекламных агентств


РА в городе много – порядка тридцати. Крупных медиа-агентств, которые занимаются производством и распространением рекламы, штук восемь-девять («Евро-Медиа», «Круг», «Плюс73», «Рекламное поле» и т.д.). Много у нас агентств, которые можно назвать, скорее, отделами по сбору рекламы, так как собирают они рекламу только под одно издание, например, «Медиа-Арт»[газета «Привоз»]. Есть и РА («Флайт», «Кит», «Сириус»), которые занимаются преимущественно наружной рекламой. Есть и дизайнерские агентства, которые только производят рекламу, но не распространяют. Самое известное – тот же «Спрос».
 

Как зарождался рекламный бизнес в Запорожье


Мнений на этот счет существует множество. Однако многие рекламисты сходятся на том, что у основания «запорожской рекламной индустрии» стоял один человек – господин Мусин, который пробовал давать рекламу в разные газеты еще в период существования СССР, а потом создал свой журнал - «Ваш партнер». В 91году открылось первое рекламное агентство при телевидении (на КИТС). КИТС (благодаря А.Кузнецову) стал настоящей кузницей кадров. В последствии, многие, кто работал в РА (или просто на канале), открыли собственные агентства: Александр Швец открыл «Кит», Владимир Грановский - «Гран-при», «Сашки» (Капров и Пархоменко) - «Спрос». В 94-ом году открылся РА «Пресс-мост» ( а позже, на его базе, «Круг»), куда приходили новые люди, набирались опыта и… открывали новые агентства. Так появилось «Евро-Медиа», «Плюс 73», «Фабрика рекламы», «Интер-Информ», «Юмакс», «Сириус».
 

«Война скидок»


В Америке, например, РА работают от комиссионных – агентство, занимающееся размещением рекламы, берет с клиента заранее оговоренный процент от объема размещенной рекламы. У нас агентства работают от скидок, они, как бы, выполняют роль посредника между клиентом и медиа-каналом (газетой, теле-, радиоканалом); то есть агентства являются оптовым рекламодателем. И чем больше агентство будет давать рекламы, тем большую скидку оно сможет получить от медиа-канала. Все агентства «сражаются» за то, чтобы им дали больше скидок, а клиент (рекламодатель) борется за то, чтобы, в свою очередь, выбить из агентства, как можно больше скидок. Счет идет на проценты – кто уступит клиенту больший процент скидок? Вот, на разнице между теми скидками, которые агентству удается вырвать из медиа-канала и тем процентом скидок, которое выторгует у него рекламодатель, агентства и существуют. Ну, не бред?
«Битва» за скидки ведется, в основном, вокруг одного рекламного издания, которое, по общему признанию, не имеет пока явной конкуренции на запорожском рекламном рынке. Мы, кстати, говорим о газете «Привоз». Так, в Днепропетровске есть два подобных издания: «Днепровская неделя» и «Бесплатно всегда». В Запорожье, вместо двух, одно. Помимо «Привоза», существует и другая рекламная пресса: газеты «Город на ладонях», «Рынок+», «Рекламное поле», еженедельник «Блиц-Запорожье», каталог «Товары и Услуги» и т.д.
Если говорить о телерекламе, то у нас, в Запорожье, клиент, который идет на телеканал напрямую, зачастую получает скидку больше, чем РА. В частности, это касается ЗНТРК ТВ-5, у которого в отношении рекламных агентств очень жесткая политика. Кстати, с рекламой на радио клиент тоже предпочитает обращаться на канал без посредников.
 

Какой можно поставить диагноз нашей рекламе?


Беседуя с разными рекламистами, часто можно было услышать такое выражение: «У нас рекламный рынок дикий и не цивилизованный».
А. Капров РА «Спрос»:
- Так говорит кто? Тот, кто не умеет. У нас же реклама в хорошем состоянии. В нормальном.
А.Пархоменко РА «Спрос»:
- А если говорить о рекламном рынке Запорожья, то в том, что такой вот рынок виноваты сами РА. Они сами демпингуют, занижают цены.
Е.Чернышук РА «Евро-Медиа»:
- Прежде всего у нас заказчики должны понять, что реклама – это не трата денег, а именно инвестиция, тогда наш рынок станет цивилизованным. А то – приходят, просят скидок, а проплаты производят потом – когда деньги появятся. Но рано или поздно мы придем к тому, что будем брать комиссионные. Некоторые фирмы уже готовы платить за разработку логотипов.
О. Якименко РА «Круг»:
- На сегодня, мы имеем такую картину - весь наш рынок наполнен американскими брендами: «Coca-Cola», «Gillette» и т.д. И это случилось не потому, что американская продукция лучше нашей, а потому что мы не умеем продавать. Когда у нас оформится средний класс, как в той же Чехии, Польше, Венгрии, когда мы научимся не только производить, но продавать, тогда профессии, связанные с рекламой (маркетолог, «креативщик», промоутер и т.д.) станут одними из самых востребованных и высокооплачиваемыми.
 

Рекламный ЛИКБЕЗ


Модуль – рекламный блок;
Прайс – буквально, цена;
Прайс строки – прейскурант;
Риелтер – человек, организация, занимающиеся недвижимостью;
Бренд – товарная марка, клеймо;
Слоган – рекламный девиз;
Медиа-план – разработка стратегии, по размещению рекламы в СМИ;
Промоушен – стимулирование, продвижение;
Маркетинг – изучение рынка;
Креатив – творчество.
 
Константин Алексеенко газета («ИЗ» от 24.09.03)


авторская версия для ZаБора