17.03.2011 |
Статья: Святой бизнес запорожских церквей
|
|
|
Борьба за прихожан в запорожских храмах постепенно
превращается в конкуренцию бизнеспроектов. В ход идут политические интриги и
даже раздувание религиозной вражды
|
|
|
Межконфессионная вражда в Украине началась с тех пор, как
в 1992 году единая Украинская Православная церковь раскололась на два
патриархата – Московский и Киевский. При этом именно Московский Патриархат,
де-факто подчиненный Русской Православной Церкви, считается законным
(каноническим), а Киевский Патриархат (независимый) пока не признан ни одной из
церквей. Борьба за приходы, паству и, конечно, деньги от пожертвований
продолжается уже почти двадцать лет. В ход идет даже черный пиар и нечестная
конкуренция
|
|
|
Не покрестились, а поигрались в песочнице
|
|
|
Полтора года назад журналист "Субботы плюс" крестил своего
ребенка в храме Андрея Первозванного в Шевченковском районе Запорожья. Храм, как
известно, принадлежит Московскому Патриархату. Обратившись к священнослужителям
на украинском языке, он услышал в ответ: "Мы не понимаем ваш "собачий" язык". А
когда служители храма узнали о том, что отец ребенка крещен в церкви Киевского
Патриархата, потребовали срочно "перекреститься".
На прошлой неделе мы провели еще один эксперимент: пришли в Свято-Никольский
храм Московского Патриархата в Осипенковском районе с просьбой обвенчать нас и
покрестить ребенка. Конечно же, мы сказали, что крещены в Киевском Патриархате.
"Нет, пока не перекреститесь, венчать не будем, – ответила девушка, сидящая за
прилавком со свечами. – Считайте, что вы не покрестились, а в песочке поигрались.
Это не церковь, а частное предприятие для зарабатывания денег. Перекрещиваться
необходимо, расценки висят на двери".
Передать чувства, которые рождались внутри, когда нас фактически обозвали
нехристями, трудно – злость, разочарование и обида. Почему мы – обычные горожане
– должны страдать от междоусобных разборок конфессий? И не одни мы – Московский
Патриархат считает нехристями всех детей, крещенных в УПЦ КП за годы
независимости. А это – около восьми миллионов украинцев.
В храмах Киевского Патриархата, кстати, перекрещиваться не требуют…
|
|
|
Купил свечу не в храме – украл у церкви деньги
|
|
|
По украинскому законодательству, церковь регистрируется как
неприбыльная организация со всеми необходимыми атрибутами – круглой печатью,
счетом в банке и бухгалтерией. Разница лишь в том, что церковь не платит налогов
в государственную казну.
"У нас нет понятия цены – все то, что мы продаем, называется пожертвованиями", –
говорит протоиерей Свято-Покровского храма Александр Овчаренко. По официальной
позиции церкви, покупая свечу или иконку, мы жертвуем деньги храму.
Пожертвованием считается также плата священнику за проведение служб и обрядов –
крестин, венчания, отпевания. Ведь, официально церковь не может устанавливать
обязательные тарифы на эти услуги, а довольствуется тем, что люди сами решат
дать. И если человеку заплатить нечем – священник должен провести обряд
бесплатно.
На практике доходит до курьезов и перегибов. "Свечи, купленные не в нашем храме,
не являются жертвой, угодной Богу", – такое объявление мы неоднократно видели в
соборах. "Если ты купил свечу не в храме, а у торговки на улице – ты украл у
церкви деньги", – еще более радикально высказывается известный российский дьякон
Андрей Кураев. Да и найти сейчас священника, который бесплатно отпоет усопшего,
крайне проблематично – священнослужители зачастую требуют оплату наличными.
Заработок церкви бывает нескольких видов: кружка для пожертвований, плата за
обряды, а также выручка от продажи церковных атрибутов. Считается, что эти
оплаты делаются добровольно. Но для того, чтобы не было путаницы – сколько же
нужно заплатить священнику – в практику давно вошло вывешивание прейскурантов с
тарифами.
У служителей церкви нет зарплаты – их обеспечение остается на усмотрение
отца-настоятеля. Обычно при каждом храме есть мальчики-послушники, которые
работают на подсобных работах добровольно и бесплатно. Но звонарям, певчим хора
и дьякам отец-настоятель деньги платит. Сколько – опять же, на его личное
усмотрение.
|
|
|
Борьба за души
|
|
|
С городскими церквями все понятно – у них больше прихожан,
они первыми получают деньги от спонсоров. Совсем другая ситуация в селах, где и
людей меньше, и деньги достать сложнее.
Храм Архистратига Михаила в селе Долинском Запорожского района построили в 2007
году – до этого приходской священник отец Василий правил службы в здании
местного магазина. Церковь принадлежит Киевскому Патриархату – так в свое время
решила сельская громада, так как их священники служат на украинском языке.
По словам отца Василия, церковь была возведена исключительно на деньги
меценатов. Приход у храма небольшой, и для его увеличения священник привлекает
людей из окрестных сел. Но все не так просто – в соседней Марьевке тоже есть
церковь, которая принадлежит Московскому Патриархату. Храм Преподобного Мученика
Андрея Критского – самый старый в области, осенью 2010 года ему исполнилось 120
лет.
Внутри Марьевская церковь выглядит богато, да и дух старины чувствуется –
расписные стены, потолки, позолота. Основная часть прихожан храма – городские
жители. Местные, по словам отца-настоятеля Сергия, ходить ленятся. "Раньше
прихожан было намного больше. Сейчас церкви тяжелее выживать", – говорит святой
отец.
По его словам, конкуренции между храмами не существует. Хотя в свое время отец
Сергий пытался открыть приход в селе Долинском, но получил отказ – место уже
было занято Киевским Патриархатом.
|
|
|
Скромно ездят на джипах
|
|
|
Центральные городские церкви крайне редко поддерживают храмы
в селе. Фактически, постройка и развитие сельской церкви – это бизнес-проект "с
нуля". Инвесторами здесь выступает громада и отдельные богатые меценаты, а
менеджерами – сами приходские священники.
Между священниками существует негласная конкуренция: те, кто на хорошем счету у
"начальства", получают храмы в "рентабельных" местах. Туго живется только на
первых порах, пока приход еще новый и не развился.
"А на что существовали лично Вы, пока церковь не была построена?" – задаем
прямой вопрос священнику Долинского храма. "Всем необходимым меня обеспечивала
громада, – говорит отец Василий. Многие люди несут в церковь то, что вырастили
на огородах. В городе такая практика почти не сохранилась", – рассказывает
священник.
При входе в храм Андрея Критского стоит припаркованный черный джип "Honda", на
котором ездит отец Сергий. "У меня есть фермерское хозяйство – меня на это
благословил сам Патриарх. Мы ведь имеем право на частное предпринимательство", –
говорит священник. И таких примеров много! Например, архиепископ Запорожский и
Мелитопольский Лука ездит на огромном джипе "Toyota".
|
|
|
Добродетель – лучшая реклама
|
|
|
Из-за того, что количество прихожан с годами уменьшается,
церковь вынуждена проводить рекламные акции. Как любому бизнес-проекту, церквям
нужны способы привлечения людей в приход. И здесь вступают в дело завлекательные
"фишки".
Кафедральный Свято-Покровский собор возле улицы Анголенко, построенный еще в XIX
веке, после революции был уничтожен. Все время его восстановления церковные
иерархи и политики твердят о возрождении святыни, делая себе на этом неплохую
рекламу. После взрыва церкви на Малом рынке новый храм построили целиком из
дерева. Это и дешевле, и привлекательнее – ведь других деревянных храмов в
Запорожье нет.
На истории церкви играет и отец Сергий из Марьевки – его храм имеет статус
самого старого в Запорожской области. "Сейчас модно венчаться в старых церквях",
– говорит отец Сергий.
Иногда священники завлекают прихожан эпатажем. Уже стал классическим пример
российского дьяка Андрея Кураева, который во время проповедей ругается матом. Но
самой завлекательной "фишкой", как и в старые времена, остается истинная
добродетель и бескорыстие, уверен отец Василий из храма Архистратига Михаила.
"Добродетель – это лучшая реклама", – говорит он.
В качестве завлечения используется и перемещение реликвий – древних икон или
святых мощей. В средние века на этом наживались мошенники. По словам историков,
каждый захудалый храм имел гвоздь, которым якобы распинали Иисуса. Благодаря
таким реликвиям собирали огромные пожертвования. Сейчас же привезенная в город
икона из Киева или Москвы приводит в храм толпы паломников.
|
|
|
Заметит ли Лука лукавство?
|
|
|
В селе Ивангород Запорожского района храм Владимирской иконы
Божьей Матери был построен на деньги частных лиц, и передан Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата. Тогдашний Владыка Василий
благословил новый приход и прислал туда священника – протоиерея Саливона. Вместе
с храмом церковь получила от местных властей и земельные наделы для ведения
хозяйства.
По утверждению жителей села, всей землей сейчас распоряжается бизнесмен Руслан
С. – сын известного запорожского промышленника связанного с финансовой группой "Индустриалбанка".
"Он на свое усмотрение сдает землю в аренду и забирает себе всю прибыль, тогда
как церкви ничего не остается. Батюшка там ничего не решает и только правит
службу", – говорят в селе.
Жители Ивангорода писали жалобу Владыке Иосифу – но по иронии судьбы через пару
недель после этого, Иосифа сняли и перевели в другую епархию. Сейчас подобное
обращение готовят для архиепископа Луки – жители надеются обратить его внимание
на этот бизнес под прикрытием церкви.
|
|
|
Люди чувствуют искренность
|
|
|
В католическом соборе мы не нашли прейскурантов с ценами на
услуги священника. На витрине небольшого прилавка выставлен всего один вид
свечей. Нет напыщенных золотых орнаментов: иконы, лавочки для песнопений и
алтарь, внутри купола – изображение звездного неба. Нас встретил епископ Ян
Собило. Первым делом мы спросили у отца Яна, перекрещивает ли католическая
церковь после православной.
"Вы что? Крещение – это дар Божий, который дается раз в жизни. Если человек был
крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, его нельзя перекрещивать. Этот обряд
выдумали "грамотные" батюшки в политических целях", – ответил священник с
польским акцентом.
В вопросах ценовой политики католическая церковь придерживается такой же
позиции, как православная: официальных тарифов на церковные обряды в храме нет.
Действительно, прейскуранты с ценами не висят на стенах. "Как за Дар Божий можно
брать деньги? Если человек захочет отблагодарить церковь, он сделает
пожертвование. Поверьте, люди чувствуют, когда ты искренне к ним относишься, и
благодарны за это".
Кстати, ездит отец Ян на "Volkswagen Golf", который ему достался по наследству
от предыдущего епископа. Перед этим священник ездил на "Жигулях" и "Москвиче".
|
|
|
|
|
|
P.S.
Современная запорожская церковь настолько погрязла в политических дрязгах, что,
кажется, совершенно забыла об обычных людях. Перекрещивания, демонстративно
вывешенные прейскуранты, дорогие машины и вручение церковных орденов политикам у
горожан давно не ассоциируются с христианской верой. Поведение самих
священнослужителей порой выходит за все рамки приличия. Например, один из бывших
настоятелей церкви в селе Юрковка Ореховского района Запорожской области отец
Виталий регулярно напивался, брал топор и приезжал на дискотеку устраивать
разборки с местной молодежью, которая, по его мнению, вела непристойный образ
жизни.
В том, что прихожане видят в церкви не храм Божий, а банальный бизнес-проект,
виноваты сами священнослужители. И пока ситуация не изменится, Иисус будет
товарным знаком, а не Спасителем.
|
|
|
Автор: Тимофей Макаров, Наталья Смаглюк ("Суббота+",
31.03.2011 г.)
|
|
|
|
|
(Обновлено: 17.03.2011) |
|
|