16.01.07 Запорожский областной транспортный монополист

Перед Новым годом прошел очередной конкурс на право перевоза пассажиров по области. Как можно судить, это формальность, чтобы показать видимость в этом бизнесе честной конкуренции.


"Транспортный "моноконкурент"

Рынок пассажироперевозок  -  это та сфера, где постоянно крутятся живые деньги. Много наличных. В городе одно маршрутное такси в день имеет 700-800 гривен оборотных средств. По области на маршрутах Запорожье  - Бердянск, или, к примеру, Запорожье  -  Кирилловка водитель за ходку в один конец собирает с пассажиров 500-600 гривен.

В общем, такой лакомый кусок не может оставаться без присмотра... Это подтвердил конкурс на право перевоза пассажиров по области, проведенный 27 декабря ушедшего года.

По закону этот конкурс должна проводить Запорожская облгосадминистрация (ОГА). В данном случае она выступает заказчиком конкурса. Исполнителем выступило государственное предприятие "Запорожавтотранссервис". Исполнитель  -  это тот, кто принимает заявки от претендентов, собирает с них плату за участие в конкурсе и передает подготовленные документы в конкурсную комиссию.

Директором ГП "Запорожавтотранссервис" является известный "транспортник" Игорь Иванов. Игорь Евгеньевич происходит из древнего транспортного рода. Еще его отец руководил АТП. Теперь Иванов-младший - областной транспортный монополист. Ему (точнее  -  его жене и матери) принадлежит контрольный пакет акций ОАО "Запорожтранс", занимающегося пассажироперевозками в области. То есть ему же принадлежат автобусные станции области. Кстати, недавно  -  в конце ноября 2006 года - ОАО "Запорожтранс" было оштрафовано Антимонопольным комитетом Украины на одиннадцать с половиной тысяч гривен за неправомерное завышение стоимости проезда. Плюс ко всему, Игорю Иванову принадлежит ряд автотранспортных предприятий: ООО "Профтакси", ООО "Профтакси 1", ООО "Запорожавтомотор", ООО "Запорожские автомобильные линии", ЧП "Ледовская", ООО "Трансагро". И это не полный список.

Монополия на рынке перевозок чревата тем, что мелкие перевозчики, имеющие один-два автобуса, чтобы возить пассажиров, обязаны платить предприятиям, победившим в конкурсе, 60-80 гривен в день с одного транспортного средства. Это влечет за собой снижение их доходов, а следовательно, сказывается на проездных тарифах.

"Конкурсмен" не ждет перемен

Автопредприятия Иванова долгое время держали монополию на пассажироперевозки в области. Но закон требует проведения конкурса. И его провели. Аж три раза за последние три месяца. Интересная деталь: исполнителем проведения конкурса является ГП "Запорожавтотранссервис", директор которого - Игорь Иванов. А в самом конкурсе участвуют автопредприятия этого товарища. Естественно, что другим претендентам сложно было зарегистрировать свои заявки на "шоколадные" маршруты. Так, к примеру, в конкурсных документах можно увидеть, что на пакеты: Запорожье  - Бердянск, Запорожье  -  Мелитополь, Мелитополь  -  Кирилловка выставлено (!) по одному претенденту. Названия фирм-перевозчиков: ЧП "Ледовская", ООО "Профтакси" и другие предприятия Иванова. Неужто другие перевозчики не захотели подавать заявки на эти пакеты?

Конкурс - вещь доходная не только в смысле "становления на хороший маршрут". Для того, чтобы участвовать в нем, претенденты должны внести определенную сумму, размер которой в общей сложности составляет 1700 гривен. Если претендент не прошел по конкурсу, он в 10-дневный срок имеет право забрать эти деньги. Однако напомним, что конкурс прошел 27 декабря. Десятидневный срок после этого числа пришелся на праздничные дни и выходные. Так что не все претенденты получили свои деньги обратно. Но даже от тех, кто победил в конкурсе, куш получился немаленький. За последние месяцы было "разыграно" 300 пакетов. Несложный подсчет показывает, что на проведении конкурса ГП "Запорожавтотранс" заработало более полумиллиона гривен.

Глава областного союза работодателей в сфере перевозок пассажиров и грузов Светлана Карпенко считает, что проверка документов проведенного конкурса могла бы дать правоохранительным органам большую пищу для размышлений... и не только для размышлений.

Каждый раз новая команда в ОГА ставит перед собой цель разобраться с рынком перевозчиков. Но благие намерения так и остаются намерениями. А пока что большие деньги успешно минуют бюджет и систематически нарушаются права мелких перевозчиков. Нет прозрачности в проведении конкурса, что не исключает возможности всяческих дописок, затираний в документах и прочего. Где это видано, чтобы организация конкурса была поручена тому, кто сам принимает в нем участие?


 

Сергей ГОЛОВНЁВ (газета "Правда" от 11.01.07) - вариант статьи предоставлен автором для ZaБора