28.05.06 Церковь против реабилитации Иуды


Евангелие от Иуды, содержащее иной взгляд на взаимоотношения между Иисусом Христом и апостолом-предателем, официальная церковь отвергает.
 

Не предатель?

Недавно представленное миру американскими исследователями из Национального географического общества США “Евангелие от Иуды” взбудоражило научную и религиозную общественность. Так, по сообщениям интернет-изданий, документ содержит "иной взгляд на взаимоотношения между Иисусом Христом и Иудой". "В отличие от новозаветных Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в которых Иуда изображен как достойный порицания предатель, это недавно обнаруженное евангелие изображает Иуду действовавшим по просьбе Иисуса, когда он сдал Иисуса властям", - отмечает пресс-служба Национального географического общества.

Самый интригующий фрагмент древнего текста, обнаруженного в Египте, как рассказали эксперты, начинается со слов: "Тайная запись откровения, изложенного Иисусом в беседе с Иудой за три дня до Пасхи". В нем содержатся прямые указания на то, что Иуде были доверены особые тайны, его Иисус выделял как любимого ученика и ему сказал буквально следующее: "Ты будешь проклят потомками и станешь повелевать ими". Один из теологов, присутствовавших на пресс-конференции, отметил: "Текст Евангелия от Иуды превращает акт предательства Иуды в акт повиновения".

Историческое отступление  

Евангелие от Иуды, возможно, принадлежит к раннехристианским апокрифам (в переводе с древнегреческого “тайный”, “сокровенный”) – рассказам о жизни Иисуса Христа, не вошедшим в каноническую, официально утвержденную, Библию. Всего священная книга христианства содержит четыре Евангелия, названных по имени написавших их, последователей Христа – Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Святость других рассказов ранних христиан о жизни Ииуса, которые обнаруживают историки, православными, протестантскими церквями и Римо-католической церковью не признается..

Дело в том, что со времени гонения на апостолов до легализации христианства, а потом и объявления официальной религией Римской империи, прошло около трех столетий. За это время у христианских общин, разбросанных по огромным просторам империи (от Египта до Великобритании) было в ходу множество разнообразных священных текстов и устных преданий о жизни Спасителя. Поэтому для выработки общепринятых религиозных догматов, так называемых “символов веры” созывались “вселенские” соборы представителей христианских общин. Первый такой собор, при финансовом содействии императора Константина I, ставшего христианином, состоялся в 325 году н. э. в городе Никее. Сам канон – общепринятый перечень книг, входящих в нынешнюю Библию, слагался в различное время: канон Ветхого Завета вплоть до 2 столетия н.э., канон Нового Завета определен в 367 г.н.э, но споры, особенно о включении в него Апокалипсиса, продолжались вплоть до девятого века н.э.  

Церковь встретила новое “евангелие” в штыки  

Мы поинтересовались у запорожских иерархов католической, православной и протестантской церквей, как они относятся к обнародованному Евангелию от Иуды, а также возможности дополнения им Библии. В данном случае, представители доминирующих направлений христианства проявили завидное единодушие.  

- Церковь крайне негативно воспринимает так называемое “Евангелие от Иуды”, поскольку оно вводит людей, его читающих, в заблуждение относительно евангельских принципов веры, - пояснил позицию Римо-католической церкви генеральный викарий Харьковско-Запорожской епархии о. Ян Собило. - Время написания манускрипта определить крайне сложно, вся информация, изложенная в этом тексте, не имеет ничего общего с настоящей жизнью Христа, поскольку противоречит содержанию библейских Евангелий. Комментарии, в которых “теологи” говорят о революционном значении этой книги для христиан, является вредной фантазией людей, не имеющих никакого отношения ни к католической, ни православной церквям.  

- “Евангелие от Иуды” ничего не добавит к каноническим представлениям о жизни Спасителя и апостольской общины, - говорится в официальном ответе Запорожского епархиального управления Украинской православной церкви, - данный документ не может восходить к Иуде Искариоту просто по той причине, что Иуда повесился в день распятия Христа, и никакого Евангелия от Иуды быть не может. Вероятнее всего, это произведение было создано одной из гностических сект III-IV столетия (в учении гностиков были смешаны основы христианства с местными языческими верованиями. – Ред.).  

Открытие ранее недоступных текстов, относящихся к глубокой древности, всегда представляет определенный научный интерес. Однако интерес к “Евангелию от Иуды”… на протяжении нескольких месяцев искусственно подогревался некоторыми СМИ. Публике внушалось, что, наконец, из-под спуда достанут информацию, которую церковники веками скрывали от верующих, что новооткрытый памятник способен поколебать традиционное христианское вероучение. От публикации памятника, содержащего “реабилитацию Иуды”, ждали такого же эффекта, как от “Кода да Винчи”, - считают православные.  

Узнали мы и мнение протестантов:  - Отрицательно. Нельзя, – лаконично ответил на поставленные вопросы пастор церкви Иисуса Христа Юрий Торубалко. - Эта книга неканонична и то, что в ней описано, не подтверждается нигде в Библии. Я не изучал (Евангелие от Иуды – К.К.) подробно, но та информация, которой я обладаю, позволяет мне говорить о том, что многие подробности из нее не подтверждены ни пророчествами Ветхого завета, ни Новым заветом. А вот в боговдохновенности всех 66 книг Библии сомнений нет. Но мне нравится, что заявления историков, по поводу этой книги, могут у многих людей пробудить интерес к Библии, заставить их прочитать канонические Евангелия.  

“Официальная версия” предательства  

Евангелие от Матфея

26 глава 14 –15 стихи:

“Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.  

26:20-25  

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; И когда ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? (Иисус) говорит ему: ты сказал.  

26:45-50  

Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И когда еще говорил Он, вот, Ииуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.  

27:1-8  

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; И, связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взявши сребреники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та “землей крови” до сего дня.  

Подготовил КОНСТАНТИН КУЛАКОВ (газета "ИЗ-Панорама" от 25.05.06)

вариант статьи, предоставлен для ZaБора