01.10.05 Аниме - недетские мульты!

 
Хотелось начать с краткого экскурса в прошлое, вспомнить "Ну, погоди!" и "Падал прошлогодний снег", но данный литературный стиль был использован в прошлой статье, так что придется придумывать что-то новенькое. Например: "Добро пожаловать в мир анимационного кино! А зачем оно нам надо, а, Киноман? Как зачем…" Нет, не катит. Тогда: "Давным-давно в далекой-далекой Японии…" Тоже банально, речь ведь не о "Tribute to Star Wars" идет. А если: "История зарождения традиционного японского аниме начинается с…" Во, остановимся на этом! Подожди, Киноман, а чё это за "аниме" такое. Спокойно, щас разрулим эту тему…

Киноман прибивает очередную доску к ZаБору, и эта доска называется, как вы уже поняли, "аниме". В данном разделе будут описываться творения японских аниматоров, которые внесли и продолжают вносить свою лепту в становление и формирование мирового кинематографа. Вклад этот настолько велик, что элементами японского кино не брезгуют, при всей своей врожденной гениальности, такие мэтры заокеанской кинофабрики как Дэвид Камерон, Квентин Тарантино или, скажем, братья Вачовски. Но, обо всем по порядку.

Истоки. Термин "аниме" - сокращение от английского "animation" то бишь анимация. Само слово укрепилось в сознании потребителей экзотических кинопродуктов только в середине семидесятых годов прошлого века, а до этого говорили коротко и ясно, говорили "манга-эйга" ("кино-комиксы"). Тут мы вплотную подходим к новому для многих слову "манга" - определения для наименования японских комиксов (в буквальном переводе "веселые, странные картинки, гротески") и углубляемся в исторические дебри. Истоками манги являются четыре бумажных свитка с нарисованными на них черно-белыми картинками, датированными XII веком. Это древнее произведение буддийского священника и на-пол-ставки художника Какую (по информации нашего внештатного агента-историка его звали Тоба), названное им "Веселые картинки из жизни животных" и повествующее о братьях наших меньших в образе людей a la басни Крылова (вот и еще один творческий человек под впечатлением от японцев). Идея Какую-Тоба понравилась всем, так что рисовать истории в картинках никто не переставал. Сам же термин "манга" был введен в обиход японским графиком Хокусай Кацусика. Вторая половина XIX синтезировала классическую японскую мангу с американскими комиксами и европейской карикатурой. В первой же половине ХХ произошло ее окончательное становление (хотя видоизменения происходят и по сей день). Связано это с пропагандой японского милитаристского правительства, финансировавшего политкорректную мангу и запрещающего политическую критику (вроде бы и не хорошо ограничивать людей в свободе слова и мысли, но в Японии это привело не к революции, а к появлению новых сюжетов: фантастики, фэнтези и др.).

Аниме. Первые попытки создания собственно аниме уходят корнями в далекие 1910-е годы. Но, настоящий скачок произошел во время Второй мировой войны благодаря все тому же правительству. В 1943 году выходит первое полнометражное аниме (правда, крайне пропагандистского содержания) о противостоянии "великой" японской армии американским войскам. А потом пошло и поехало! Следует отметить вклад выдающегося мангака (т.е. того, кто создает мангу) Тэдзуки Осамы, который не только совершил переворот в манге как таковой, но и первым предложил создавать телесериалы, рассчитанные на японскую аудиторию, а не пытающиеся конкурировать с гигантами полнометражного анимационного кино, типа, Уолта Диснея и иже с ним. Причем сериалы эти в большинстве своем созданы для продажи на видео, так называемые OVA или OAV (Original Animated Video), средняя продолжительность которых на сегодняшний день составляет 25-30 мин./серия. В тоже время о телевизионных фильмах и полнометражных аниме никто не забывает. Их снимали, снимают, и будут снимать, причем, надеюсь, без полного перехода в 3D, потому что "Унесенные призраками" Миядзаки Хаяо намного красочнее и красивее всяких там "Шреков" и "Валиантов"! А для того, чтобы полностью перегрузить вас анимешной терминологией, я опишу его основные виды.
Итак:
Кодомо-аниме – аниме для малышей.
Сёнэн-аниме – аниме для мальчишек и парней с 12 до 18 лет.
Сёдзё-аниме – аниме для девчонок и девушек с 12 до 16-18 лет.
Сэйнэн-аниме – аниме для молодых дядь.
Дзё-аниме – аниме для молодых тёть.

Не перегрузились? Вот и хорошо. А дальше у нас…

Жанры аниме. Да, а вы как думали, в аниме есть еще и жанры, причем путать их с видами никоим образом не рекомендуется во избежание возмездия со стороны коварных японских самураев. Каждому жанру соответствует ряд как обще символических, так и сугубо и трегубо специфических "неписаных" правил и законов, на которых мы останавливаться не будем. Но они есть, и поэтому знающему человеку очень легко будет определить, к какому из жанров принадлежит то или иное аниме, лишь поверхностно взглянув на него. Есть у мудрых японцев и научно-фантастические анимационные фильмы и целые космические оперы, есть жанр меха (аниме о гигантских роботах) и постапокалиптика, мистика и парапсихология, паропанк и кибер-панк, романтика и социальное кино, драмы и комедии, есть все то, без чего не мыслим современный кинематограф, но нарисованное японцами кино предлагает нам намного больше. Оно в первую очередь дает нам возможность увидеть стопроцентную визуализацию внутреннего мира тех людей, которые вкладывают в него свою душу, а не отталкиваются от возможностей своих специалистов по спецэффектам. Вот почему каждый находит в аниме что-то свое.

В завершение. Не много было вам рассказано, но раскрыть сущность аниме в одной статье также тяжело, как описать, скажем, современный кинематограф. Данная статья является исключительно ознакомительной, а на возникшие у вас вопросы я с удовольствием отвечу в форуме. И надеюсь, что создание нового раздела поможет многим ближе познакомиться с, так нераспространенным у нас, японским анимационным кино, позволит видеть в нем не простой "детский" мультфильм, а воспринимать паритетным любому фильму с живыми актерами, и просто подарит массу удовольствия от просмотра!

 
Иван Марасин

Специально для ZаБора