Фестиваль "Азия кино"


«Чего ожидать от азиатов» или «Коротко о предстоящем кинофестивале»

Долго запорожским киноманам, да и просто любителям частых вылазок в кинотеатры расслабляться не удалось. Только отфестивалили «Дни финского кино», как кинотеатр Довженко и «Артхаус Трафик» радуют нас еще одним кинособытием – «АЗИЯ-КИНО 2005». Чего же собственно ожидать от азиатских киноделов? Посмотрим. Но сначала…

«АЗИЯ-КИНО 2004». С этого собственно и начнем. Кто запамятовал, напоминаем, что открывающийся сегодня фестиваль будет уже вторым по счету явлением восточных кинематографистов в Украине. Первое пришествие произошло, как вы уже поняли, в октябре 2004 года, подарив отечественному зрителю пять разнообразных, но по-азиатски пикантных, кинопродукта. Два этих блюда относились к южнокорейской кухне, а именно к деятельности известного шеф-повара Кима Ки-Дука, прозванного критиками «кино-подонком». Первая его работа – социальная драма «Самаритянка», в которой две школьницы ради поездки в Европу пробуют себя на ниве проституции, принесла автору берлинского «Серебряного медведя». Делая упор на внешний эффект, безостановочно цитируя Библию и опираясь на христианскую мифологию, Ки-Дук валит неподготовленного зрителя наповал, хотя видевшие его скандальный «Остров» навряд ли удивлялись. А вот красивая буддийская притча «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» поразила тогда всех: во-первых, отказом режиссера от собственного принципа ультранасилия (чего от Ки-Дука ожидаешь меньше всего), во-вторых, фантастическим визуальным исполнением, что в своей совокупности вызвало восторг зрителей и признание кинокритиков. Были в программе кинофестиваля произведения и попроще. Оригинальное (я имею в виду японское) «Проклятье» тогда произвело двойственное впечатление. С одной стороны, зрители увидели клона известного уже тогда фильма «Звонок», и, не догадываясь о японском символизме и «строгих» правилах жанра, фыркали, наблюдая за деятельностью очередной длинноволосой и незаконно умерщвленной девочки. С другой же – пробирающий до костей страх, заставляющий широкоплечих парней в ужасе прикрываться тонкими телами своих, потерявших сознание, спутниц. Было и классическое самурайское кино в образе философской картины «Сумеречный самурай», к сожалению, не получившей приз зрительских симпатий. Интересная история о тяжелых самурайских буднях оказалась на проверку обычной этнографической зарисовкой. Закрывали же фестиваль анимационным фильмом «Интерстелла 5555». Правда, это не аниме в чистом виде (несмотря на работу известного аниматора Мацумото Лэйдзи), а расширенный видеоклип французской группы «Дафт Панк». Сюжета как такового не было, но все удивлялись идеальному соотношению «картинки» и звука.
Фестиваль 2004 года удался. Нас же с вами ожидает новый…

«АЗИЯ-КИНО 2005». Так чего же ожидать? Какие вы все-таки не терпеливые. Сейчас быстренько пробежимся по программе киноперфоманса, а уж потом до вывода доберемся… А, нетерпеливые могут сразу вердикт читать. Я добрый. Я разрешаю…


6-7 октября. «Капризное облако».


Жанр: эротический мюзикл
Режиссер: Цай Мин-Лян
Сценарий: Цай Мин-Лян
В ролях: Ли Кан Шэн, Чэнь Сянци
Производство: Китай-Франция-Тайвань-Малайзия, 2005
Продолжительность: 112 мин.
Язык: китайский / пекинский

«Капризное облако...
Его одинокие часы проходят как увядающие цветы
Пока он смотрит, как проходит жизнь,
Одинокая тень, парящая над миром,
Подобная облаку на краю неба».

Сюжет. В стране острый дефицит воды. Правительством спонсируются телевизионные передачи, направленные на изучение методов ее экономии. Выглядит это примерно как: «Употребляйте арбузный сок! Это потенциальный водозаменитель!». Однако каждый по-своему находит выход из этой ситуации, например, воруя воду в общественных туалетах… В условиях постоянной социальной «дегидрации» трудно выживать, но еще труднее выносить одиночество. «Все мы подобны облакам на безмолвном небе - мы плывем в одиночестве и не касаемся друг друга». Но когда девушка Сян Ци встречает в парке Сяо Кана (порноактера, между прочим) все становиться иначе. Они влюбляются друг в друга… «Когда одно облако касается другого, какую форму они образуют вместе?»…

Вообще. Фильм Цай Мин-Ляна стал самым откровенным и самым скандальным на 55-ом международном берлинском кинофестивале, за что собственно и получил «Серебряного медведя». Плюс почетная награда имени основателя «Берлинале» Альфреда Бауэра, вручаемая за новаторство. «Капризное облако» - это не просто эротический мюзикл. Это серьезное произведение об одиночестве и о поисках любви, скрытое за ширмой похабного на первый взгляд, но очень красивого и местами юмористически циничного легкого порно.


8 октября. «Усама».


Жанр: драма
Режиссер: Сиддик Бармак
Сценарий: Сиддик Бармак
В ролях: no data
Производство: Афганистан, Barmak Film, 2005
Продолжительность: 82 мин.
Язык: не русский точно

История афганской девочки Голбахари, материализованная Сиддиком Бармаком, стала первой кинолентой снятой в Афганистане со времен правления Талибана и его же последующего падения в 2001 году. «Усама» же, как название имеет не только прямое отношение к сюжетной линии, но и несет в себе некий скрытый (а точнее PR) смысл, отсылая нас к террористу номер один, всем известному бин Ладену. По словам Бармака это должно было привлечь внимание к картине, потому что на момент съемок слово Афганистан ассоциировалось именно с его именем.

Сюжет. Время правления талибов. Время суровых законов и правил. Время, когда женщина не могла выйти на улицу без сопровождения мужчины. Овдовевшая женщина вынуждена переодеть свою дочь Голбахари в парня, всего лишь для того, чтобы ходить на работу в больницу. Но не все так просто. Полиция заставляет всех жителей городка приходить на полуденное моление в мечеть. Не знающая всех тонкостей богослужения, Голбахари вызывает подозрение у «правоохранителей». Самое же плохое случается на следующий день. Всех мальчиков силой забирают в религиозную школу (читай – в центр военной подготовки талибов). Опасаясь за свою жизнь, ибо надругательство над законами ислама карается смертью, Голбахари вынуждена и дальше выдавать себя за парня по имени Усама…

Награды. Их у работы Сиддика оказалось не мало. Это и премия «Золотой Глобус» за лучший иностранный фильм 2004 года, и приз молодежного жюри и AFCAE Award на 56-м кинофестивале в Канне в 2003. Добавляем сюда еще «Золотой гвоздь» на фестивале в Вальядолиде (Испании) в 2003 и приз публики (PSB Audience Award) и специальная награда «Новые течения» на фестивале в Пусане (Южной Корее) в том же году. Плюс, номинация «лучший неанглоязычный художественный фильм» на Golden Satellite Award 2004 года и приз за лучший полнометражный игровой фильм. А также премия Ива Монтана за лучшую женскую роль на МКФ «Молодость-2003» и награда за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру» на Международном кинофестивале в Кейптауне в 2004 году. Так что Бармак у нас весь в орденах и медалях aka Владимир Ильич Брежнев в лучшие свои годы.

Вообще. Драматическое произведение о тяжелой и суровой жизни подростка в условиях военной «демократии». Все вышеперечисленные награды и премии не позволят усомниться в серьезности и профессионализме, творческом подходе и содержательности данного кинопроизведения.

9-10 октября. «Никто кроме нас».

Жанр: драма
Режиссер: Корэ-эда Хирокадзу
Сценарий: Корэ-эда Хирокадзу
В ролях: Сусуму Терадзима, Юя Ягира, Кеничи Эндо, Рё Касе
Производство: Япония, 2004
Продолжительность: 140 мин.
Язык: японский

Сюжет (из официального источника). «Четверо детей счастливо живут вместе со своей мамой в маленькой токийской квартирке. У всех разные отцы и они никогда не ходили в школу, а трое к тому же прячутся от домовладельца. И вот в один прекрасный день их мать исчезает, оставляя после себя лишь немного денег и записку, с просьбой к старшему сыну позаботиться об остальных. Так начинается детское приключение, о котором никто не знает...». Обычно, не сверхсложно, но думаю, что интересно будет, потому что: «Золотая ветвь» четырнадцатилетнему Юя Ягира за лучшее исполнение мужской роли 57-го Каннского кинофестиваля (это произошло с легкой руки Квентина Тарантино), премия за лучший фильм на кинофестивале в Генте, а также то, что «Никто кроме нас» в этом году выдвинут Японией на премию «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».

Вообще. Это, в первую очередь, авторское кино, признанное как у себя на родине (что естественно), так и мировой кинообщественностью в целом. Следует ожидать, скорее всего, тяжелую экзистенциальную и социальную драму, а сидя в зале, прислушиваться к всхлипыванию впечатлительных представительниц слабого пола.

11-12 октября. «Кровь и кости».

Жанр: драма
Режиссер: Ёити Саи
Сценарий: Ёити Саи
В ролях: Такеши Китано, Джо Одагири, Дзюн Кунимура, Ютака Мацусиге, Сусуму Терадзима
Производство: Япония, Office Kitano Inc., Shochiku Co. Ltd., 2004
Продолжительность: 140 мин.
Язык: японский

В 2004 году фестивалем по части улютранасилия заправлял Ким Ки-Дук, но вот и у него появляется достойный конкурент. Причем соперник этот на голову выше будет, и не только прошлогодней «Самаритянки», но и упомянутого выше «Острова».

Сюжет (из тех же источников). «Ким Шунпей – это воплощение власти. Муж, отец, шеф – все эти разные социальные роли в его понимании сливались в одну – Хозяин. Любые его желания должны воплощаться, любые приказы немедленно выполняться, а за неподчинением всегда следует наказание. Ни снисхождения, ни жалости, ни понимания, ни любви. Он насилует, избивает, предает, продает, убивает и зарабатывает…». Вот о таком вот японском «мачо» пойдет речь в этом кинофильме, так что людям, особо поддающимся влиянию, лучше сидеть дома и смотреть «Мою прекрасную няню».

Награды. Еще один чемпион выходит на сцену. А то подумаете, что только в Афганистане хорошее кино делают. Итак, «Кровь и кости» удостоен был двух призов Японской киноакадемии (из 12 номинаций) за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль второго плана (Джо Одагири), «Blue Ribbon Award» за лучшую мужскую роль второго плана, «Hochi Film Award» за лучшую режиссуру, четыре награды «Kinema Junpo Award», в том числе за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Такеши Китано) и четыре приза «Mainichi Film Concours». Так что пропускать сие творение не советую, дорогие мои!

Вообще. Этот фильм является экранизацией автобиографической повести известного в Японии писателя Согиру Яна. А названием же ссылается на старую корейскую песенку с примерно такими вот словами (извините, перевод вольный, в корейском я не силен): «Моя кровь досталась мне от матушки, а кости – от папаши». Японский классик Ёити Саи, режиссировавший этот фильм, ждал актера Такеши Китану – излюбленного западными зрителями «монстра» восточного кино – исполнителя главной роли целых (вдумайтесь!) шесть лет. А это уж что-то должно значить…

Вердикт. Ожидается грандиозный и интереснейший прорыв в культурной жизни нашего города благодаря фестивалю «АЗИЯ-КИНО», проводимому с 6 о 12 октября в кинотеатре Довженко. Тем, кто внимательно изучил программу кинофестиваля, я думаю, итак уже все понятно, а тем нетерпеливым, о которых я уже говорил, отдельное: «ИДИТЕ! «АЗИЯ-КИНО» ZаБором ОДОБРЕНО!»

 

Иван Марасин, спецагент ТО "ZаБор- Entertainment"
(06 октября 2005)

kinoman-zabor@mail.zp.ua
 

Сайт создан и поддерживается силами ТО "ZаБор- Entertainment"
Все права защищены тяжелой доской со ржавыми гвоздями!!!
Администрация ZаБора не несет ответственности за действия мужика с доской и за отсутствие чувства юмора у посетителей!