«Чего ожидать от азиатов» или «Коротко о предстоящем кинофестивале»
Долго запорожским киноманам, да и просто любителям частых вылазок в
кинотеатры расслабляться не удалось. Только отфестивалили «Дни финского
кино», как кинотеатр Довженко и «Артхаус Трафик» радуют нас еще одним
кинособытием – «АЗИЯ-КИНО 2005». Чего же собственно ожидать от азиатских
киноделов? Посмотрим. Но сначала…
«АЗИЯ-КИНО 2004». С этого собственно и начнем. Кто запамятовал,
напоминаем, что открывающийся сегодня фестиваль будет уже вторым по
счету явлением восточных кинематографистов в Украине. Первое пришествие
произошло, как вы уже поняли, в октябре 2004 года, подарив
отечественному зрителю пять разнообразных, но по-азиатски пикантных, кинопродукта. Два этих блюда относились к южнокорейской кухне, а именно
к деятельности известного шеф-повара Кима Ки-Дука, прозванного критиками
«кино-подонком». Первая его работа – социальная драма «Самаритянка», в
которой две школьницы ради поездки в Европу пробуют себя на ниве
проституции, принесла автору берлинского «Серебряного медведя». Делая
упор на внешний эффект, безостановочно цитируя Библию и опираясь на
христианскую мифологию, Ки-Дук валит неподготовленного зрителя наповал,
хотя видевшие его скандальный «Остров» навряд ли удивлялись. А вот
красивая буддийская притча «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»
поразила тогда всех: во-первых, отказом режиссера от собственного
принципа ультранасилия (чего от Ки-Дука ожидаешь меньше всего),
во-вторых, фантастическим визуальным исполнением, что в своей
совокупности вызвало восторг зрителей и признание кинокритиков. Были в
программе кинофестиваля произведения и попроще. Оригинальное (я имею в
виду японское) «Проклятье» тогда произвело двойственное впечатление. С
одной стороны, зрители увидели клона известного уже тогда фильма
«Звонок», и, не догадываясь о японском символизме и «строгих» правилах
жанра, фыркали, наблюдая за деятельностью очередной длинноволосой и
незаконно умерщвленной девочки. С другой же – пробирающий до костей
страх, заставляющий широкоплечих парней в ужасе прикрываться тонкими
телами своих, потерявших сознание, спутниц. Было и классическое
самурайское кино в образе философской картины «Сумеречный самурай», к
сожалению, не получившей приз зрительских симпатий. Интересная история о
тяжелых самурайских буднях оказалась на проверку обычной этнографической
зарисовкой. Закрывали же фестиваль анимационным фильмом «Интерстелла
5555». Правда, это не аниме в чистом виде (несмотря на работу известного
аниматора Мацумото Лэйдзи), а расширенный видеоклип французской группы «Дафт
Панк». Сюжета как такового не было, но все удивлялись идеальному
соотношению «картинки» и звука.
Фестиваль 2004 года удался. Нас же с вами ожидает новый…
«АЗИЯ-КИНО 2005». Так чего же ожидать? Какие вы все-таки не терпеливые.
Сейчас быстренько пробежимся по программе киноперфоманса, а уж потом до
вывода доберемся… А, нетерпеливые могут сразу вердикт читать. Я добрый.
Я разрешаю…
6-7 октября. «Капризное облако».
Жанр: эротический мюзикл
Режиссер: Цай Мин-Лян
Сценарий: Цай Мин-Лян
В ролях: Ли Кан Шэн, Чэнь Сянци
Производство: Китай-Франция-Тайвань-Малайзия, 2005
Продолжительность: 112 мин.
Язык: китайский / пекинский
«Капризное облако...
Его одинокие часы проходят как увядающие цветы
Пока он смотрит, как проходит жизнь,
Одинокая тень, парящая над миром,
Подобная облаку на краю неба».
Сюжет. В стране острый дефицит воды. Правительством спонсируются
телевизионные передачи, направленные на изучение методов ее экономии.
Выглядит это примерно как: «Употребляйте арбузный сок! Это потенциальный водозаменитель!». Однако каждый по-своему находит выход из этой
ситуации, например, воруя воду в общественных туалетах… В условиях
постоянной социальной «дегидрации» трудно выживать, но еще труднее
выносить одиночество. «Все мы подобны облакам на безмолвном небе - мы
плывем в одиночестве и не касаемся друг друга». Но когда девушка Сян Ци
встречает в парке Сяо Кана (порноактера, между прочим) все становиться
иначе. Они влюбляются друг в друга… «Когда одно облако касается другого,
какую форму они образуют вместе?»…
Вообще. Фильм Цай Мин-Ляна стал самым откровенным и самым скандальным на
55-ом международном берлинском кинофестивале, за что собственно и
получил «Серебряного медведя». Плюс почетная награда имени основателя «Берлинале»
Альфреда Бауэра, вручаемая за новаторство. «Капризное облако» - это не
просто эротический мюзикл. Это серьезное произведение об одиночестве и о
поисках любви, скрытое за ширмой похабного на первый взгляд, но очень
красивого и местами юмористически циничного легкого порно.
8
октября. «Усама».
Жанр: драма
Режиссер: Сиддик Бармак
Сценарий: Сиддик Бармак
В ролях: no data
Производство: Афганистан, Barmak Film, 2005
Продолжительность: 82 мин.
Язык: не русский точно
История афганской девочки Голбахари, материализованная Сиддиком Бармаком,
стала первой кинолентой снятой в Афганистане со времен правления
Талибана и его же последующего падения в 2001 году. «Усама» же, как
название имеет не только прямое отношение к сюжетной линии, но и несет в
себе некий скрытый (а точнее PR) смысл, отсылая нас к террористу номер
один, всем известному бин Ладену. По словам Бармака это должно было
привлечь внимание к картине, потому что на момент съемок слово
Афганистан ассоциировалось именно с его именем.
Сюжет. Время правления талибов. Время суровых законов и правил. Время,
когда женщина не могла выйти на улицу без сопровождения мужчины.
Овдовевшая женщина вынуждена переодеть свою дочь Голбахари в парня,
всего лишь для того, чтобы ходить на работу в больницу. Но не все так
просто. Полиция заставляет всех жителей городка приходить на полуденное
моление в мечеть. Не знающая всех тонкостей богослужения, Голбахари
вызывает подозрение у «правоохранителей». Самое же плохое случается на
следующий день. Всех мальчиков силой забирают в религиозную школу (читай
– в центр военной подготовки талибов). Опасаясь за свою жизнь, ибо
надругательство над законами ислама карается смертью, Голбахари
вынуждена и дальше выдавать себя за парня по имени Усама…
Награды. Их у работы Сиддика оказалось не мало. Это и премия «Золотой
Глобус» за лучший иностранный фильм 2004 года, и приз молодежного жюри и
AFCAE Award на 56-м кинофестивале в Канне в 2003. Добавляем сюда еще
«Золотой гвоздь» на фестивале в Вальядолиде (Испании) в 2003 и приз
публики (PSB Audience Award) и специальная награда «Новые течения» на
фестивале в Пусане (Южной Корее) в том же году. Плюс, номинация «лучший
неанглоязычный художественный фильм» на Golden Satellite Award 2004 года
и приз за лучший полнометражный игровой фильм. А также премия Ива
Монтана за лучшую женскую роль на МКФ «Молодость-2003» и награда за
«лучший фильм» и «лучшую режиссуру» на Международном кинофестивале в
Кейптауне в 2004 году. Так что Бармак у нас весь в орденах и медалях aka
Владимир Ильич Брежнев в лучшие свои годы.
Вообще. Драматическое произведение о тяжелой и суровой жизни подростка в
условиях военной «демократии». Все вышеперечисленные награды и премии не
позволят усомниться в серьезности и профессионализме, творческом подходе
и содержательности данного кинопроизведения.
9-10
октября. «Никто кроме нас».
Жанр: драма
Режиссер: Корэ-эда Хирокадзу
Сценарий: Корэ-эда Хирокадзу
В ролях: Сусуму Терадзима, Юя Ягира, Кеничи Эндо, Рё Касе
Производство: Япония, 2004
Продолжительность: 140 мин.
Язык: японский
Сюжет (из официального источника). «Четверо детей счастливо живут вместе
со своей мамой в маленькой токийской квартирке. У всех разные отцы и они
никогда не ходили в школу, а трое к тому же прячутся от домовладельца. И
вот в один прекрасный день их мать исчезает, оставляя после себя лишь
немного денег и записку, с просьбой к старшему сыну позаботиться об
остальных. Так начинается детское приключение, о котором никто не
знает...». Обычно, не сверхсложно, но думаю, что интересно будет, потому
что: «Золотая ветвь» четырнадцатилетнему Юя Ягира за лучшее исполнение
мужской роли 57-го Каннского кинофестиваля (это произошло с легкой руки
Квентина Тарантино), премия за лучший фильм на кинофестивале в Генте, а
также то, что «Никто кроме нас» в этом году выдвинут Японией на премию
«Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».
Вообще. Это, в первую очередь, авторское кино, признанное как у себя на
родине (что естественно), так и мировой кинообщественностью в целом.
Следует ожидать, скорее всего, тяжелую экзистенциальную и социальную
драму, а сидя в зале, прислушиваться к всхлипыванию впечатлительных
представительниц слабого пола.
11-12
октября. «Кровь и кости».
Жанр: драма
Режиссер: Ёити Саи
Сценарий: Ёити Саи
В ролях: Такеши Китано, Джо Одагири, Дзюн Кунимура, Ютака Мацусиге,
Сусуму Терадзима
Производство: Япония, Office Kitano Inc., Shochiku Co. Ltd., 2004
Продолжительность: 140 мин.
Язык: японский
В 2004 году фестивалем по части улютранасилия заправлял Ким Ки-Дук, но
вот и у него появляется достойный конкурент. Причем соперник этот на
голову выше будет, и не только прошлогодней «Самаритянки», но и
упомянутого выше «Острова».
Сюжет (из тех же источников). «Ким Шунпей – это воплощение власти. Муж,
отец, шеф – все эти разные социальные роли в его понимании сливались в
одну – Хозяин. Любые его желания должны воплощаться, любые приказы
немедленно выполняться, а за неподчинением всегда следует наказание. Ни
снисхождения, ни жалости, ни понимания, ни любви. Он насилует, избивает,
предает, продает, убивает и зарабатывает…». Вот о таком вот японском «мачо»
пойдет речь в этом кинофильме, так что людям, особо поддающимся влиянию,
лучше сидеть дома и смотреть «Мою прекрасную няню».
Награды. Еще один чемпион выходит на сцену. А то подумаете, что только в
Афганистане хорошее кино делают. Итак, «Кровь и кости» удостоен был двух
призов Японской киноакадемии (из 12 номинаций) за лучшую режиссуру и за
лучшую мужскую роль второго плана (Джо Одагири), «Blue Ribbon Award» за
лучшую мужскую роль второго плана, «Hochi Film Award» за лучшую
режиссуру, четыре награды «Kinema Junpo Award», в том числе за лучшую
режиссуру и лучшую мужскую роль (Такеши Китано) и четыре приза «Mainichi
Film Concours». Так что пропускать сие творение не советую, дорогие мои!
Вообще. Этот фильм является экранизацией автобиографической повести
известного в Японии писателя Согиру Яна. А названием же ссылается на
старую корейскую песенку с примерно такими вот словами (извините,
перевод вольный, в корейском я не силен): «Моя кровь досталась мне от
матушки, а кости – от папаши». Японский классик Ёити Саи,
режиссировавший этот фильм, ждал актера Такеши Китану – излюбленного
западными зрителями «монстра» восточного кино – исполнителя главной роли
целых (вдумайтесь!) шесть лет. А это уж что-то должно значить…
Вердикт. Ожидается грандиозный и интереснейший прорыв в культурной жизни
нашего города благодаря фестивалю «АЗИЯ-КИНО», проводимому с 6 о 12
октября в кинотеатре Довженко. Тем, кто внимательно изучил программу
кинофестиваля, я думаю, итак уже все понятно, а тем нетерпеливым, о
которых я уже говорил, отдельное: «ИДИТЕ! «АЗИЯ-КИНО» ZаБором ОДОБРЕНО!»
Иван Марасин, спецагент ТО "ZаБор- Entertainment"
(06 октября 2005)
kinoman-zabor@mail.zp.ua
|